Биографии писателей » Биографии

Иннокентий Анненский

Анненский Иннокентий Федорович (1855—1909) — поэт, переводчик, драматург, критик, педа­гог.

Иннокентий Анненский в 1879 году окончил истори­ко-филологический факультет Петербургского универси­тета по специальности языкознание. В том же году он приступил к педагогической деятельности, которую не прекращал практически до самой смерти.

В 80-х годах Анненский выступает в печати со статьями по филологии и педагогике, в которых он подчеркивает эстетико-воспитательное значение гуманитарных дисцип­лин, необходимость классической основы обучения.

В 1901 году публикуется его первое художественное произведениетрагедия «Меланиппа — философ», в 1902 году - вторая трагедия, «Царь Иксион», в 1904 году он выпускает первый сборник стихов «Тихие песни», куда входят стихотворения разных лет и стихотворные переводы. Уже в этих первых произведениях Анненского звучит основная направленность его творчества — единство интеллектуального и нравственного начал.

Иоганн Шиллер

Иоганн Шиллер

Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих (1759—1805) — немецкий поэт, драматург, теоретик искус­ства, историк.

Воспитывался в религиоз­ной атмосфере, сказавшейся в его ранних стихах. В круг инте­ресов будущего основополож­ника немецкой классической литературы входят американ­ское освободительное движе­ние, творчество Шекспира, Лессинга, произведения немец­ких писателей, антифеодаль­ные традиции швабской лите­ратуры и публицистики.

В 1781 году была издана драма Шиллера «Разбойники». Это трагедия о дисгармонии в современном мире, о вражде и ненависти в человеческих взаимоотношениях.

Обнаружив чудовищные преступления своего брата Франца, Карл Моор воспринял их как проявление пороч­ности всей природы и возомнил себя мстителем. Но форма его возмездия — разбой — пришла в противоречие с его возвышенными намерениями. «Разбойники» открыли новый тип драмы — лирически страстной, политически устремленной, эмоционально действенной.

Особенно велико значение драмы «Коварство и лю­бовь» (1784), обозначенной как «мещанская трагедия» — популярный в просветительской литературедраматический жанр. События, развернувшиеся в безымянном немецком герцогстве, отразили накаляющуюся атмосферу в Европе. В драме описывалась продажа немецких солдат в англий­скую армию для расправы с боровшимся за независимость американским народом. Такого диапазона и революцион­ного пафоса не знала ни одна мещанская драма.

Интерес к прошлому проявился в таких произведени­ях, как драма «Заговор Фиеско в Генуе» (1783), новелла «Преступник из-за потерянной чести» (1786), роман «Ду­ховидец» (1787) и др.


Иосиф Бродский

Иосиф Бродский

Иосиф Бродский (1940—1996)

     Иосиф Александрович Бродский родился в Ленинграде 24 мая 1940 года.

     Мать поэта Мария Моисеевна была бухгалтером. Отец Александр Иванович — фотожурналист, причем довольно известный. Во время войны работал корреспондентом на флоте.

     Мать Иосифа считала, что в школе, которая находится рядом с домом, учатся одни хулиганы, и отдала его в мужс­кую школу (тогда было раздельное обучение мальчиков и девочек) далеко от дома. Иосиф часто простужался и сидел дома. Его сосед Владимир Уфлянд, будущий поэт, вспоми­нал, что в десять лет Ося «осознал, что хочет стать поэтом, и дал себе клятву стать им». Иосиф окончил восьмилетнюю школу в 1955 г. и, в поисках себя, своего призвания, пошел работать на завод. «Я работаю с пятнадцати лет. Я имею про­фессии фрезеровщика, техника-геофизика, кочегара, матро­са, санитара, фотографа. Я работал в геологических партиях в Якутии, на Беломорском побережье, на Тянь-Шане, в Ка­захстане. Все это зафиксировано в моей трудовой книжке». В это же время изучил английский и польский языки.

     Первые стихотворные опыты Бродского относятся к 1957 г. В начале 60-х годов он обратился к переводческой деятель­ности. Его внимание привлекли славянские и англоязыч­ные поэты. К концу 60-х годов его имя хорошо известно среди творческой молодежи Ленинграда и в неофициаль­ных литературных кругах.

     В феврале 1964 г. Бродского арестовали. Против него было сфабриковано дело: он был обвинен в тунеядстве, что в те времена было уголовно наказуемым проступком. В резуль­тате он был сослан на пять лет в деревню Норенская Конош­ского района Архангельской области. На суде на вопрос. «Почему вы не работали?» 24-летний поэт ответил: «Я ра­ботал. Я писал стихи». — «Ответьте, почему вы не труди­лись?» — «Я трудился. Я писал стихи». — «А почему вы не учились этому в вузе?» — «Я думал это от бога». Извест­ная детская писательница Фрида Вигдорова тайком стеног­рафировала ход процесса, поскольку заседание было зак­рытым и пресса не была на него допущена.

Ипполит Богданович

Ипполит Богданович

Ипполит Богданович (1743—1803)

     Ипполит Федорович Богданович родился 23 декабря 1743 г. в местечке Переволочное на Украине, в семье бедного дворя­нина. В раннем детстве он обнаружил страстную любовь к чтению, рисованию, музыке и поэзии. На одиннадцатом году он был отвезен в Москву и записан в юстиц-коллегию юнке­ром. Президент коллегии, заметив в нем особенную склон­ность к наукам, позволил ему учиться в математической шко­ле при сенатской конторе. Но Богданович увлекался больше поэзией и театром. Побывав однажды в театре, он так был поражен всем виденным, что отправился к М. М. Хераско­ву с просьбой принять его в актеры. Автор «Россиады» уговорил 15-летнего Богдановича записаться в число слушателей Московского университета, предлагая у себя помещение. Поселившись у Хераскова, в 1758 г. Богда­нович поступает в Московский университет. С 1761 г. ис­правляет должность надзирателя в университете, с 1763 г. редактирует журнал «Невинное упражнение», издававший­ся при участии княгини Е. Р. Дашковой. По протекции Даш­ковой Богданович в том же (1763) году получил в штате графа Н. И. Панина место переводчика иностранной колле­гии и переехал в Петербург. С 1765 г. Богданович служил в иностранной коллегии, а с 1766 по 1769 гг. — секретарем русского посольства в Дрездене. После возвращения в Пе­тербург он с 1776 по 1782 гг. редактировал столичную газе­ту «Санкт-Петербургские ведомости»; в 1780—1795 гг. слу­жил в Государственном Петербургском архиве.

     Известный публике небольшими стихотворениями и доволь­но удачными переводами из Вольтера, которые печатались в «Невинном упражнении», Богданович в 1765 г. издал свою первую небольшую поэму «Сугубое блаженство», ко­торая, однако, успеха не имела. По возвращении из Дрезде­на Богданович продолжает заниматься переводами сочине­ний просветителей и, в частности, переводит сочинение Рус­со «Сокращение, сделанное Жан-Жаком Руссо, женевским гражданином, из проекта о вечном мире, сочиненного гос­подином аббатом Сен-Пьером» (1771). В 1773 г. Богдано­вич анонимно издает сборник своих произведений «Лира, или Собрание разных в стихах сочинений и переводов неко­торого муз любителя». В 1770-х гг. «любитель муз» начина­ет работу над главным произведением своей жизни, кото­рое принесло ему славу, положение в обществе, милость императрицы и благодаря которому его имя сохранилось до наших дней, не превратившись в звук пустой. В 1775 г. поэт «положил на алтарь Грации» свою «Душеньку».

Карамзин Николай Михайлович

Карамзин Николай Михайлович

Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) — прозаик, поэт, журналист, историк.

Воспитывался Карамзин в частных пансионах сначала в Симбирске, затем в Москве. Посещал лекции в университе­те, владел многими новыми и древними языками.

Карамзин интересовался литературой, увлекался Шекс­пиром, испытал влияние ма­сонства.

В 1789 году опубликовал свою первую повесть «Евгений и Юлия», отдельными издания­ми вышли переводы поэмы А.Галлера «О происхождении зла» (1786), «Юлий Цезарь» У.Шекспира (1787).

С мая 1789 года по июль 1790 года Карамзин путеше­ствовал по Европе. Эта поездка за границу оказала решаю­щее влияние на творчество будущего писателя. Итогом этого стали «Письма русского путешественника» — не биографический документ, а сложный литературный текст, подчиненный не только художественным законам, но и стремлению многое открыть в реальном путешествии.

Вернувшись из-за границы, Карамзин активно занялся литературой. Публикуя из номера в номер «Письма русско­го путешественника», Карамзин убеждал читателей в том, что путь цивилизации един для всего человечества, что Россия идет той же дорогой просвещения, по которой движутся другие народы Европы.

В это же время выходят в свет художественные произ­ведения Карамзина, принесшие ему славу: повести «Бедная Лиза» (1792), «Наталья, боярская дочь» (1792), «Фрол Силин, благодетельный человек» (1791), «Лиодор» (1792). Они открыли новую страницу в истории русской литерату­ры. Литература, благодаря карамзинской прозе, приближа­лась к жизни, признаком литературности делалась не воз­вышенность слога, а его изящество, точно так же, как 

ценность человека стала определяться не социальным весом, властью или богатством, а душевной тонкостью.


Каролина Павлова

Каролина Павлова
Каролина Павлова (1807—1893)

     Каролина Карловна Яниш, немка по происхождению, ро­дилась в Ярославле в семье профессора физики и химии К. Яниша. Детство провела в Москве, получив прекрасное домашнее образование. Посещая модные в те годы литера­турные салоны А. П. Елагиной и княгини Зинаиды Вол­конской, молодая поэтесса познакомилась со многими вы­дающимися русскими писателями. Большую роль в ее лич­ной и творческой жизни сыграла встреча с великим польским поэтом Адамом Мицкевичем, у которого в 1827 г. в Москве она брала уроки польского языка. Мицкевич сде­лал ей предложение, но помолвка была расторгнута по воле родственников невесты. Позднее она вышла замуж за изве­стного беллетриста Н. Ф. Павлова.

     Павлова прекрасно знала иностранные языки, много пе­реводила. В 1833 г. в Дрездене вышел в свет сборник ее пере­водов на немецкий язык стихотворений русских поэтов. Поз­днее  в Париже она выпустила еще один сборник, куда во­шли переводы русских, немецких, английских и польских поэтов на французский язык. В русских журналах Каролина Павлова печатается с 1839 г., отдавая предпочтение жанрам стихотворного послания, элегии и своеобразной повести в стихах. Оставаясь в русле русской романтической традиции, поэтесса своим непосредственным учителем считала Бара­тынского. Стих ее отличается, как правило, рационалистич­ностью и сдержанностью. Наибольший интерес в ее творче­стве представляет «лирика женского сердца».

     В 1858 г. поэтесса покинула Россию и остаток жизни про­вела в Дрездене. Итоговый сборник ее стихотворений вышел в России в 1863 г., но к тому времени ее литературная слава уже давно померкла. Живя в нужде, она тем не менее до конца дней своих не прекращала литературную работу. Умерла Каролина Павлова в 1893 г. в местечке Хлостервиц близ Дрездена.

Кондратий Рылеев

Кондратий Рылеев
Кондратий Рылеев (1795—1826)

     Кондратий Федорович Рылеев родился в селе Батово под Петербургом в семье мелкопоместного дворянина. Подобно многим молодым дворянам в возрасте шести лет его отда­ли  в кадетский корпус. Закончив корпус в 1814 г., Рылеев служил в армии прапорщиком-артиллеристом; участвовал в заграничном походе русской армии. В 1818 г. он подал в отставку, его свободолюбивую душу не устраивали аракче­евские порядки в армии. После отставки служил в Петер­бургской уголовной палате, затем в Российско-Американ­ской компании. В 1820 г. Рылеев впервые выступил в печати со стихотворением «К временщику». Стихотворение, имев­шее острую политическую направленность, немедленно на­шло отклик в кругу либерально настроенной молодежи. Ха­рактерной особенностью декабристской поэзии как поэзии романтической является ее стремление к выражению духа нации и интерес к особенностям национальной культуры, сочетавшиеся с преобладанием темы гражданственности. Опубликованный Рылеевым в 1821 — 1824 гг. историчес­кий цикл стихотворений, объединенных общим названием «Думы», рисует образы героев русской старины.  К истори­ческим персонажам Рылеев обращается и в своих поэмах «Войнаровский», «Наливайко», «Хмельницкий» (две послед­ние он так и не успел закончить), романтических по харак­теру и наполненных примерами высоких гражданских доб­лестей. Использованию исторических примеров для воспита­ния гражданственности, патриотического и революционного духа Рылеев, как и другие поэты-декабристы, придавал огромное значение. Одной из характернейших черт поэзии Рылеева, нашедшей свое высшее выражение в стихотворе­нии «Гражданин», является также отождествление судьбы поэта-гражданина и судеб его родины. Тема народности раскрывается Рылеевым в созданных совместно с А. Бестужевым-Марлинским агитационных песнях. Ранние песни («Ах, где те острова...» и «Ты скажи, говори...») не выхо­дят за рамки критики общего либерально-фрондерского толка. В песне «Царь наш — немец русский» содержится резко отрицательная, восходящая к «Ноэлю» Пушкина ха­рактеристика Александра I. И лишь в песнях «Ах, тошно мне...» и «Как идет кузнец да из кузницы» авторы подня­лись до высот демократизма и революционности. В послед­них двух песнях впервые появляется неромантизированный образ народа.

Константин Бальмонт

Константин Бальмонт (1867—1942)

     Константин Дмитриевич Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 г. в деревне Гумнище Шуйского уезда Владимирской губернии в семье небогатого помещика-дворянина. Обучение начал в гимназии г. Шуя, но в 1884 г. был исключен за принадлежность к молодежному кружку, члены которого занимались распространением нелегальной литературы. Окончил гимназию в г. Владимире, в 1886 г. поступил в Московский университет на юридический факультет, однако вскоре за участие в студенческом движении был исключен и сослан в провинциальную Шую. В конце 1880-х гг. Бальмонт переживал нервное расстройство, вызванное неудачной женитьбой и бытовыми неурядицами. Выход его первой книги юношеских стихов в марте 1890 г. (Ярославль), жесткая и недоброжелательная критика ярославского сборника только усугубили душевный кризис. Тогда же, в марте, Бальмонт предпринимает попытку самоубийства и уничтожает большую часть тиража изданной книги стихов. В течение трех-четырех последующих лет Бальмонт много работает в области литературного перевода (он переводит труды по истории итальянской и скандинав­ской литературы). В 1894 г. судьба сводит его с В. Брюсовым и другими символистами.

     С 1894 г. один за другим выходят сборники его стихов: «Под северным небом» (1894), «В безбрежности» (1895), «Тишина» (1898), «Горящие здания» (1900), «Будем как солнце» (1903), «Песни мстителя»(1907) и, наконец, Пол­ное собрание стихотворений в 10 томах. (М., 1908 — 1913). Вершиной творчества и популярности Бальмонта были 1890—1900 гг. В это время его слава как поэта достигла апо­гея, имя его было известно не только в России, но и за ее пределами.

     Бальмонт — поэт старшей плеяды русских символистов, выразитель импрессионистических тенденций в символиз­ме. Его лирический герой стремится проникнуться «безбреж­ностью» мира, слиться с его бесконечностью и «мимолет­ностью» одновременно, ощутить движение каждого мгнове­ния, каждой стихии, «поклониться каждому богу». Сопо­ставляя Бальмонта с поэтами классического реализма, Ин­нокентий Анненский писал о нем: «...поэт не навязывает природе своего «я», он не думает, что красоты природы дол­жны группироваться вокруг этого «я», а, напротив, скры­вает и как бы растворяет это «я» во всех впечатлениях бытия». Многоликость «разорвано-слитного» лирического «я» Бальмонта Анненский справедливо считал наиболее ха­рактерной чертой его лирики. Ранние стихотворения Баль­монта еще не вполне самостоятельны. Они несут на себе заметную печать воздействия лириков конца века (Фета, Апухтина, раннего Фофанова). Временами появляются мо­тивы «тяжкой скорби», «бесконечной печали», порожденные созерцанием «страданий людских». Это общеромантические мотивы, и реализуются они в привычных образах роман­тической поэтики.



Константин Бальмонт

Бальмонт Константин Дмитриевич (1867—1942) — поэт, переводчик, критик.

Из гимназии г. Шуи (1876-1884 гг.) Бальмонт был исключен за принадлежность к «революционному кружку». Закончил в 1886 г. Владимирскую гимназию и в этом же году поступил в Московский университет на юридический факультет. Но занятия юриспруденцией не увлекают буду­щего поэта, и он оставляет юридические науки.

В 1885 г. — первое выступ­ление в печати: напечатаны три стихотворения в журнале «Жи­вописное обозрение». В 1887— 1889 гг. Бальмонт переводит Г.Гейне, А.Мюссе, Н.Ленау. В 1892 г. путешествует по Скан­динавии, переводит Г.Брандеса, Г.Ибсена, пишет о них ста­тьи. В 1893-1899 гг. работает над переводами П.Б.Шелли, издает книги переводов из Э.По (1895 г.)

Первые сборники («Под северным небом» 1894г.; «В безбрежности» 1895г.) носят символико-романтическую окраску. Лирический герой Бальмонта характеризуется непостоянством, прихотливой изменчивостью настроения: с одной стороны — неприятие мира, томление по смерти, а с другой - возвышение любви, природы. Большое внимание автор уделяет звуковой сто­роне стиха, его музыкальности.


Константин Батюшков

Константин Батюшков
Константин Батюшков (1787—1855)

     Константин Николаевич Батюшков родился в Вологде 18 мая 1787 г., скончался там же 7 июля 1855 г.; происходил из древнего дворянского рода. Отец, Николай Львович, был большим любителем французской литературы и философии XVIII века и собрал в своем поместье — сельце Даниловском значительную библиотеку. Константин был младшим из детей от первого брака Николая Львовича с Александрой Григорь­евной Бердяевой. Константин Батюшков рано лишился ма­тери, которая сошла с ума и умерла в Петербурге в 1795 г. Эта потеря оказала заметное влияние на поэта, лишенного с нежного возраста материнской любви и забот. Около 1797 г. Батюшков был привезен отцом в Петербург и отдан в част­ное учебное заведение О. П. Жакино, учителя французской словесности в сухопутном шляхетском корпусе... Пробыв у Жакино около четырех лет, Батюшков был переведен в дру­гое учебное заведение, содержавшееся учителем морского кадетского корпуса И. А. Триполи, и новостью здесь был только итальянский язык. Недостаточность получаемого в пансионах образования Батюшков восполнял самостоятельным чтением. Во время учебы у Триполи молодой Батюшков сделал свой первый литературный перевод — он перевел с русского на французский язык слова митрополита Платона на коронова­ние Александра I. Перевод этот, поправленный Триполи, был тогда же напечатан.

На шестнадцатом году Батюшков был взят из пансиона. На этом бы и кончилось образование поэта, если бы не его страсть к чтению и особенно советы и указания Михаила Никитича Муравьева, родственника и приятеля отца поэта. У него-то и поселился Батюшков в 1802 г. В этом же году Батюшков был определен на службу во вновь образованное Министер­ство народного просвещения, где поначалу состоял «в числе дворян, положенных при департаменте», а затем перешел письмоводителем в канцелярию Муравьева по Московскому университету. Муравьев прежде всего постарался на­править Батюшкова на изучение классических языков с це­лью открыть ему доступ к знакомству с древней литерату­рой в подлиннике. Вскоре Батюшков уже читал древнерим­ских авторов (на латинском языке), любимыми его поэта­ми сделались Гораций и Тибулл.