Биографии писателей » Биографии

Достоевский Федор Михайлович

Достоевский Федор Михайлович

Достоевский Федор Михайлович (1821 —1881) — прозаик, публицист.

Федор Михайлович Досто­евский родился в 1821 году в Москве. Отец писателя был врачом в больнице для бедных, а мать происходила из купечес­кого рода. Квартира их семьи находилась во флигеле больни­цы. Картины неустроенности, нищеты, болезней, преждевре­менных смертей определили первые впечатления чуткого ре­бенка.

Первоначальное образова­ние Достоевский получил в частных московских пансионах. В 1838 году он поступил в Главное инженерное училище в Петербурге, которое и закончил в 1843 году со званием военного инженера.

Первым художественным произведением Достоевско­го был роман «Бедные люди» (1845). Роман отличался гуманными настроениями и этим произвел сильное впечатление на читателя. Восторг был всеобщим, и никому не известный молодой человек стал знаменитым.

Затем последовали повести и рассказы «Двойник», «Господин Прохарчин» (1846), «Хозяйка» (1847), «Белые ночи», «Неточка Незванова» (1849).


Евгений Баратынский

Биография Евгения БаратынскогоЕвгений Баратынский (1800—1844)

     Евгений Абрамович Баратынский родился 19 февраля 1800 г. в селе Вяжле Кирсановского уезда Тамбовской губернии в поместье своего отца, генерал-адъютанта Абрама Андреевича Баратынского. «Древний польский род герба Корчак, ведущий себя от Зоарда, главы одной из орд, навод­нивших Восточную Европу в 5 веке. Фамилию Боратынского впервые принял Дмитрий — канцлер земель русских — по имени замка «Божья оборона», построенного его отцом... и стал писаться «de Boratyn». В 5-ом колене по Божидаре Ян Боратынский... ознаменовал себя в царствование Сигизмунда I военными подвигами. Правнук Яна, Иван Петрович захудал, превратившись в Вельского шляхтича, выехал в Россию, принял православие, был верстан в смоленской гу­бернии поместиям...»

     Первоначальное образование Баратынский получил дома; первым дядькой его был итальянец Боргез. Ему посвящено предсмертное послание Баратынского, написанное за две недели до кончины поэта в Неаполе: «К дядьке-итальянцу». В 1811 г. Баратынский был отправлен для получения образо­вания в Петербург, где учился в немецком пансионе, а затем в пажеском корпусе. В корпусе Баратынский подружился с пажами, нарушавшими не только правила корпусной дис­циплины, но и основные требования чести.


Евгений Баратынский

Биография Евгения Баратынского

Баратынский (Боратынский) Евгений Абрамович (1800-1844 гг.) - поэт.

Из древнего польского дворянского рода. Предки Ба­ратынского с конца XVII века обосновались в России. Детство он провел в обстановке богато­го поместья. Желая обеспечить сыну аристократическую карье­ру, мать определяет его в Па­жеский корпус. Но трехлетнее пребывание в корпусе закончи­лось катастрофой, круто изме­нившей жизнь Баратынского.

Переход из уютной домаш­ней обстановки в среду закры­того военно-учебного заведения вызвал душевную смуту, приведшую к преступлению «по случаю». В письме к В.А.Жуковскому Баратынский рассказывает историю свое­го падения. Участие в кружке товарищей, романтически названном «обществом мстителей» (деятельность которого состояла в школьных проказах против учителей и воспита­телей), привело к краже в доме одного из участников этого «общества». Поличному повелению Александра I Баратын­ский и Д.Ханыков были исключены из Пажеского корпуса с запрещением принимать их на гражданскую и военную службу, кроме как простыми солдатами. Баратынский ока­зался как бы в общественной пустоте и девять последую­щих лет будет влачить «судьбой наложенные цепи», выслу­живая гражданскую реабилитацию и восстановление честного имени.


Евтушенко Евгений Александрович

Евтушенко Евгений Александрович

Евтушенко Евгений Александрович (род. 1933) - поэт.

Евгений Александрович Евтушенко родился в Сибири. Отец поэта был геологом и всю жизнь писал стихи. Именно отец научил сына любить поэзию.

Евтушенко начал печататься с шестнадцати лет. Он учился в Литературном институте имени Горького в Мос­кве (1951 — 1954). Во время учебы он познакомился со многими выдающимися прозаиками и поэтами, которые оказали на него большое влияние.

Сейчас имя Евтушенко уже прочно вошло в отечест­венную поэзию. Более того, оно широко распространилось в нашей жизни, среди людей разных поколений, разных профессий, разных литературных вкусов.

Первая книга поэта «Разведчики грядущего» вышла в 1952 году. Она не сыграла заметной роли в его творчестве, хотя девятнадцатилетний поэт продемонстрировал в ней незаурядное, порой блестящее владение стихом. Тогда Ев­тушенко учился форме у Маяковского и его последовате­лей, что и сказалось на стихотворениях этого сборника. Лирический герой этой книги еще не стал тем самым лирическим героем Евтушенко, который вызвал огромный интерес через 2—3 года. Даже многоплановая его поэма «Братская ГЭС» (1965), несмотря на вставные новеллы и баллады, проникнута лиризмом, постоянным присутстви­ем автора. Стихи Евтушенко неоднократно вызывали споры, как зачастую происходит с любым незаурядным явлением.

Естественно, что поэт был радостно принят молоде­жью. Стихи «Москва-Товарная», «Со мною вот что проис­ходит», «Давайте, мальчики!», «О нашей молодости споры» и другие вызывали живой отклик молодежной аудитории.


Есенин Сергей Александрович

Есенин Сергей Александрович

Есенин Сергей Александрович (1895-1925) — поэт.

Родился Есенин в крес­тьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас-Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, со­ставлен рукописный сборник «Больные думы» (1912), кото­рый он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, при­рода средней полосы России, устное народное творчество, а главное — русская классичес­кая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есе­нин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, «Слово о полку Игореве», поэзию ЛермонтоваКольцоваНикитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние БлокКлюевБелый,ГогольПушкин.

Из писем Есенина 1911 —1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэти­ческом мире его лирики 1910-1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Здесь выражена его любовь ко всему живому, к жизни, к родине («Выткался на озере алый свет зари...», «Дымом половодье...», «Береза», «Весенний вечер», «Ночь», «Восход солнца», «Поет зима — аукает...», «Звезды», «Темна ноченька, не спится...» и др.).

С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нем начи­нают занимать библейские образы, христианские мотивы.

В 1915 году Есенин приезжаете Петроград, встречается с Блоком, который оценил «свежие, чистые, голосистые», хотя и «многословные» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями.

Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны.


Жуковский Василий Андреевич

Жуковский Василий Андреевич

Жуковский Василий Андреевич (1783-1852) — поэт, переводчик.

Первоначальное образова­ние Жуковский получил в семье Буниных, где рос на пра­вах воспитанника, затем обу­чался в тульском частном пан­сионе, а в 1792 году его определили в Главное народное училище. Исключенный из училища «за неспособность», Жуковский продолжал обуче­ние в тульском доме В.А.Юшковой (сводной сестры и крест­ной матери будущего поэта). В доме Юшковых он впервые приобщился к литературному творчеству. Для постановки на домашней сцене им были сочинены трагедия «Камилл, или Освобождение Рима» и пьеса «Павел и Виргиния» (пьесы эти не сохранились и известны лишь в пересказах).

В 1797 году Жуковский был определен в Благородный пансион при Московском университете. Пребывание в пансионе (1797-1800) — важнейший период творческого формирования будущего поэта. Жуковский успешно ос­ваивает учебную программу, усердно изучает языки, про­ходит основательную литературную подготовку.

Написанные во время учебы сочинения Жуковского носят подражательный характер, но свидетельствуют о вкусе и даровании юного поэта, который взял за образец творчество корифеев русского классицизма — Ломоносова и Державина.

1802-1807 годы Жуковский проводит в родных краях, изредка приезжая в Москву для устройства своих литера­турных дел, потому что основным заработком поэта были переводы.

Замятин Евгений Иванович

Замятин Евгений Иванович

Замятин Евгений Иванович (1884-1937) -прозаик.

Родился в городе Лебедяни Тамбовской губернии в семье священнослужителя. Окончил кораблестроительный факультет Петербургского политехнического института. Принимал участие в революционном движении 1905—1907 годов, подвергался репрессиям. В 1906—1911 годах жил на нелегальном положении.

Литературный дебют в 1908 году оказался неудачным. Удача пришла позже, в 1913 году, когда была опубликована повесть «Уездное». Дореволюционное творчество Замятина развивалось в традициях русского критического реализма Н.В.ГоголяН.С.Лескова и было окрашено демократичес­кими идеями.

Замятин был очень русский человек. В этом заключа­лась его сила как художника и его трагедия. Его отношение к старой России можно определить словами: «любовь-не­нависть». Любовь к ее истокам, здоровой народной основе, творческой одержимости русской натуры, ее готовности к революционному обновлению. И ненависть к самодержав­но-политическим оковам, провинциальной тупости, азиат-щине, резервуару дикости и бескультурья, который, как казалось писателю, невозможно исчерпать в обозримое время.

Символом такой косной, непреодоленной стихии ста­новится Барыба («Уездное»): «Не зря прозвали его утюгом ребята-уездники. Тяжкие железные челюсти, широченный, широкоугольный рот и узенький лоб: как есть утюг, носи­ком кверху. Да и весь Барыба какой-то широкий, громозд­кий, громыхающий, весь из жестких прямых углов. Но так одно к одному пригнано, что из нескольких кусков как будто и лад какой-то выходит: может, и дикий, может, и страшный, а все же лад».

Путь Барыбы — путь бессмысленных жестокостей и преступлений: «продался» развратной купчихе в летах Че-ботарихе, обидел безответную сиротку Польку, украл день­ги у своего дружка отца Евсея, а другого приятеля, портного Тимошку, не моргнув глазом, отправил по ложному свиде­тельству на виселицу. Но нет смысла обвинять во всем самого Барыбу. В жизни его столько раз бивали, что, по словам того же Тимоши, у Барыбы «души-то, совести... ровно у курицы».


Зинаида Гиппиус

Зинаида Гиппиус
Зинаида Гиппиус (1869—1945)

     Зинаида Николаевна Гиппиус родилась в 1869 г. в г. Белеве. Русская писательница, критик, поэтесса, жена Дмитрия Мережковского, она стала одним из идеологов и последо­вателей декадентства в русской литературе.

В 1888 г. Гиппиус опубликовала первые стихи в «Север­ном вестнике», вокруг которого группировались петербург­ские символисты старшего поколения. В 1903 — 1904 гг. вместе с Мережковским и Философовым участвовала в из­дании литературного журнала «Новый путь». В стихах Гиппиус слышится проповедь чувственной любви в сочетании с мотивами религиозного смирения, страхом смерти и тлена, с одной стороны, и поистине «ницшеанским» эгоцентриз­мом — с другой («Люблю я себя, как бога)».

     Пробовала себя поэтесса и в драматургии: в 1908 г. в соавторстве с Мережковским и Философовым Зинаида Гип­пиус создает пьесу «Маков цвет», а в 1916 г. пишет самосто­ятельно пьесу «Зеленое кольцо».

     3. Гиппиус также автор многих прозаических произве­дений (в 1910-х гг. она выпустила несколько сборников рас­сказов и написала романы «Чертова кукла», 1911, «Роман-царевич», 1913, и др.), имевших в свое время достаточно скандальную славу, как, впрочем, и ее стихи, и ее салоны. «Наряду и наравне с Гиппиус "для себя", с ее утаенными индивидуальными исканиями, устремлениями, сомнениями и разуверениями, жила и активно выражала себя Гиппиус "для других" — та ипостась ее существа, которая была до­ступна для обозрения многим. Постепенно в сознании со­временников складывался образ "петербургской Сафо" (по выражению Александра Бенуа) — манерной и претенциоз­ной поэтической "мэтрессы", дерзкой нарушительницы бы­товых и моральных устоев; рождался миф об утонченной, недоброй и язвительной "даме с лорнетом", вокруг кото­рой возникали самые разноречивые и очень часто совсем далекие от реальности слухи и легенды».

Иван Бунин

Иван Бунин

Бунин Иван Алексеевич (1870-1953) - проза­ик, поэт, переводчик.

Иван Алексеевич Бунин — замечательный русский писа­тель, поэт и прозаик, человек большой и сложной судьбы. Родился он в Воронеже в обе­дневшей дворянской семье. Детство прошло в деревне. Рано познал он горечь беднос­ти, заботы о куске хлеба.

В юности писатель пере­пробовал много профессий: служил статистом, библиотека­рем, работал в газетах.

Семнадцати лет Бунин на­печатал свои первые стихи и с этого времени навсегда связал свою судьбу с литературой.

Судьба Бунина отмечена двумя не прошедшими для него бесследно обстоятельствами: будучи дворянином по происхождению, он не получил даже гимназического об­разования, а после ухода из-под родного крова никогда не имел своего дома (отели, частные квартиры, жизнь в гостях и из милости, всегда временные и чужие пристанища).

В 1895 году он приехал в Петербург, а к концу про­шлого века был уже автором нескольких книг: «На край света» (1897), «Под открытым небом» (1898), художествен­ного перевода «Песни о Гайавате» Г.Лонгфелло, стихов и рассказов.

Иван Гончаров

Иван Гончаров

Гончаров Иван Александрович (1812-1891) — прозаик, критик.

Гончаров учился в частном пансионе, где приобщился к чтению книг западноевропей­ских и русских авторов и хоро­шо изучил французский и не­мецкий языки. В 1822 году по­ступил в Московское коммерческое училище. Не за­кончив его, Гончаров поступил в 1831 году на филологическое отделение Московского уни­верситета. Во время учебы в университете интересовался теорией и историей литерату­ры, изобразительным искусством, архитектурой. В то же время Гончаров обратился и к литературному творчеству.

Сначала он публикует в рукописном журнале свои стихи, затем антиромантическую повесть «Лихая болесть», повесть «Счастливая ошибка».

В большую литературу Гончаров вошел в 1847 году романом «Обыкновенная история». В этом романе писа­тель отрицает абстрактные, идеалистические обращения главного героя Александра Адуева к некоему «божествен­ному духу». Романтическая мечтательность героя не напол­няет живым смыслом ничье существование, даже его соб­ственное. Адуев пишет стихи, но романтизм его стихотворений безжизнен, заимствован. Романтика Адуева — не от духовного порыва, который мог бы иметь прекрасный результат, нужный ему и другим людям, он — знак душевной и умственной слепоты, форма ребяческой пустой восторженности.