Биографии писателей » Биографии

Даниил ХАРМС

Даниил ХАРМС
Даниил Хармс (1905—1942)

     Хармс (настоящая фамилия — Ювачев) Даниил Иванович родился в Петербурге 30 декабря 1905 г. (12 января 1906 г.). В литературу вошел в середине 1920-х гг., член литератур­ного объединения ОБЭРИУТЫ. Хармс строил свои произве­дения на ритмически выделенном слове, на звуковых повто­рах и вариациях, на синтаксически и образно неожиданных сочетаниях. Нелепость и абсурдность мещанско-обывательского существования гротескно и анекдотически переданы в миниатюрах Даниила Хармса. В 1927 г. на сцене Дома печа­ти была поставлена его пьеса «Елизавета Вам». Эта пьеса, как и другие сценические миниатюры Хармса, во многих эле­ментах своих близки театру абсурда — театру авангардизма 20-х гг. С 1928 г. Хармс печатался как детский писатель, пре­имущественно в журналах «Чиж» и «Еж». С. Я. Маршак вы­соко ценил динамичность стихов Хармса, увлеченно и не­посредственно передающих самый процесс игры, живое чув­ство смешного, обращение к формам считалки и марша.

Демьян Бедный

Демьян Бедный
Демьян Бедный (1883—1945)

     Демьян Бедный (настоящее имя — Ефим Александрович Придворов) родился в деревне Губовка Херсонской губер­нии в семье крестьянина, церковного сторожа. В 1890 — 1896 гг. учился в сельской школе, после окончания поступил в Киев­скую военно-фельдшерскую школу. Как лучший ученик был представлен инспектору-попечителю военных заведений, ко­торым был тогда великий князь Константин Константино­вич, он же русский поэт К. Р. По окончании училища Е. При­дворов был определен на службу в военный лазарет в Елизаветграде, где проработал почти три года (с 1900 по 1903 г.). Благодаря протекции великого князя (К. Р.) в порядке ис­ключения ему было разрешено в 1904 г. экстерном сдать экзамены за курс гимназии, чтобы одаренный молодой чело­век мог продолжить обучение в высшем учебном заведении. В том же 1904 г. Д. Бедный поступил на историко-филологи­ческий факультет Петербургского университета. Звание дей­ствительного студента Санкт-Петербургского университета гарантировало ему право проживать в столице (до 1914г.) и заниматься литературной деятельностью.


Денис Давыдов

Денис Давыдов

Денис Давыдов (1784—1839)

     Денис Васильевич Давыдов, сын дворянина, офицера кава­лерии, родился в 1784 г., в Москве. В раннем детстве встреча с А. Суворовым, гениальным русским полководцем, породила пылкую мечту мальчика о военной карьере. В 1801 г. Давыдов был зачислен в кавалергардский полк, вскоре, однако, за «воз­мутительные» вирши, где осмеянию подвергались двор и го­сударь-император, Давыдов как «неблагонадежный» был переведен в провинцию, в гусарский полк. До 1812 г. Давыдов успел принять участие в трех войнах. Отечественную войну он начал адъютантом Багратиона, а затем стал одним из орга­низаторов партизанского движения. С авангардом русских войск Давыдов, пройдя Европу, вступил в Париж. Подвигами поэта-партизана восхищались не только в России, портрет Давыдова висел в кабинете Вальтера Скотта. Но ни общеев­ропейская известность, ни доблесть, проявленная им на по­лях сражений, ни организационный талант командира, ни безусловный патриотизм, проявленный Давыдовым во всех военных кампаниях, не избавили одного из самых известных героев двенадцатого года от ярлыка «неблагонадежного». Подобной репутацией он во многом был обязан своему вто­рому призванию — поэтическому.

Денис Иванович Фонвизин

Денис Иванович Фонвизин

Денис Иванович Фонвизин (1744-1792 гг.) драматург, прозаик.

Родился в богатой дворян­ской семье. С 1755 по 1760 год учился в гимназии при Мос­ковском университете, а в 1761—1762 году — на философ­ском факультете того же уни­верситета. В студенческие годы занимался переводами. В 1762 году Фонвизин определился переводчиком в Коллегию ино­странных дел и переехал в Пе­тербург.

В результате общения с кружком молодых офицеров-вольнодумцев создал «Послание к слугам моим...» (1769 г.) — сатирическое произведение, опиравшееся на тради­ции русской басни и сатиры. В поэтике классицизма по­слание относилось к «высоким» жанрам, но Фонвизин отошел от установившейся нормы, сделав героями своего произведения людей «незначительных» — крепостных.

В это же время писатель проявляет интерес к драме, у него возникает замысел оригинальной русской сатиричес­кой комедии. Первым образцом в этом роде явился его «Бригадир» (1766—1769 гг.).


Денис Фонвизин

Денис Фонвизин

Денис Фонвизин (1745—1792)

     Денис Иванович Фонвизин родился в богатой дворянс­кой семье в Москве. Родословная рода Фонвизиных начина­ется именем Петра Володимировича, титулуемого бароном: «В царствие великого государя и великого князя Иоанна Васильевича, всея России самодержца, как он, великий госу­дарь, воевал Лифляндскую землю, взял в плен Мечиносящего братства брата Петра барона Володимирова сына Фонвизина с сыном его Денисом и иных того же честного братства шляхтов; и даны им в Московском государстве поместья многие в разных городах...». В 1653 г. внук Петра Фонвизина Юрий Денисович перешел в православие, приняв при этом имя Афанасия. Первоначальным образованием Денис Фонвизин был обязан отцу. В 1755 г., когда был открыт московский университет и при нем гимназия, Денис и его брат Павел были среди первых воспитанников, зачисленных в гимна­зию (1755—1760 гг.). «Учились мы весьма беспорядочно, ибо с одной стороны причиной тому была ребяческая леность, а с другой нерадение и пьянство учителей», — вспо­минал позднее в «Чистосердечном признании» Фонвизин. Дальнейшее образование Денис Иванович получил в Мос­ковском университете на философском факультете (1761 — 1762). Литературой начал заниматься   в университетские годы. Сначала писал сатирические произведения, которые распространялись в рукописях (до нас они не дошли), по­добные не попадавшие в печать сатиры были в то время весьма распространены. В 1764 г. московский главнокоман­дующий граф Салтыков доносил императрице: «Развращен­ное здесь, на Москве между молодыми людьми своеволь­ство и наглость до такой степени возросли, что некоторые из них... дерзнули по всему городу потаенно рассеять руг -тельные сочинения, состоящие в каталогах на французск ж и русском языках, в которых до 300 человек и больше как наизнатнейших, так и прочих фамилий, в том числе дамы и девицы, не взирая ни на чины, ни на достоинства, наичув­ствительнейшими выражениями обесчещены и обижены».

Державин Гавриил Романович

Державин Гавриил Романович

Державин Гавриила Романович (1743-1816) — поэт, драматург, переводчик.

Державин родился в 1743 году. Будущий поэт провел дет­ство в провинциальной глуши под Казанью. Когда в Казани в 1758 году впервые открылась гимназия, его в тот же год от­правили туда учиться. Там про­явились его способности к ри­сованию, пластическим искусствам, оставившим глубо­кий след в его творчестве.

В 1760 году директор Ка­занской гимназии показал в Петербурге  карту  Казанской

губернии, нарисованную Державиным. Оценив способнос­ти подростка, Державина зачислили младшим чином в Инженерный корпус с тем, чтобы он явился к месту службы по окончании гимназии.

Однако в 1762 году Державина, не закончившего гим­назию, вдруг затребовали в Петербург, в Преображенский полк, и тут оказалось, что недоросль Гаврила Державин, потомок татарского рода Багрима, ныне незнатный и не­богатый дворянский сын, по нерадению ли родителей или недоразумению не был с малолетства зачислен в воинскую службу и должен теперь служить в солдатах. Так с 1762 года начинается почти десятилетний период солдатской службы поэта.

Вместе с Преображенским полком он участвовал в дворцовом перевороте 28 июля 1762 года. Позже Державин был послан из полка с некоторыми другими склонными к наукам молодыми людьми в Комиссию по составлению нового уложения и шесть месяцев провел в ней секрета­рем — «сочинителем». В это время переломилась вся его солдатская жизнь. Он оказался в самом центре борьбы идей, мировоззрений, классовых сил своего времени.

Дмитрий Веневитинов

Дмитрий Веневитинов

Дмитрий Веневитинов (1805—1827)

     Всего двадцать два года прожил Дмитрий Владимирович Веневитинов. Родился он в старинной дворянской семье в Москве. Как и многие молодые люди его времени, получил прекрасное домашнее образование. Еще в детстве Веневити­нов проявил разносторонние способности: в четырнадцать лет читал в подлинниках греческих и римских авторов. Позднее он посещал вольнослушателем Московский университет, по окончании которого в 1824 г. был принят на службу в архив Министерства иностранных дел. Веневитинов слыл хорошим музыкантом, живописцем, оригинальным литературным кри­тиком, знатоком античной и новейшей философии, а также поэтом — «философским лириком».

     Термин «философская лирика» не имеет устойчивого со­держания и взятый сам по себе, вне исторического контек­ста, в достаточной мере условен. В разные времена разные люди вкладывали в него неодинаковый смысл. Философ­ские в понимании одних стихи могли казаться другим далеко не философскими, и наоборот. И все-таки термин этот в плане историко-литературном имеет право на существова­ние. Во всяком случае для России 1820—1830-х гг. он был понятием живым и в большей степени определял содержа­ние поэтической жизни той эпохи.

Дмитрий Мережковский

Дмитрий Мережковский
Дмитрий Мережковский (1866—1941)

     Дмитрий Сергеевич Мережковский родился 2 августа 1866 г. в Петербурге в семье чиновника дворцового ведомства. После окончания гимназии поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Мережковский рано заявил о себе как о поэте: первые его стихи появились в печати, когда ему было только пятнадцать лет. Начиная свой творческий путь в годы, когда в поэзии властвовала атмо­сфера надрывной надсоновской лиры, Мережковский во мно­гом воспринимает эти настроения жизни, «свершающейся на краю всепоглощающей неразличимой бездны небытия, где правит Князь Тьмы». Внимательно вглядываясь в ее цело­стную бесконечность, Мережковский создает свою собствен­ную мистико-религиозную концепцию двойственного харак­тера бездны

Дмитрий Минаев

Дмитрий Минаев
Дмитрий Минаев (1835—1889)

     Дмитрий Дмитриевич Минаев родился в 1835 г. в Сим­бирске в небогатой дворянской семье. Отец Минаева, высту­павший в тридцатых — сороковых годах в печати со своими стихами, привил сыну любовь к поэтическому творчеству. Дмитрий Дмитриевич учился в Дворянском полку — воен­ном заведении в Петербурге. Затем поступил на гражданс­кую службу, вначале в Симбирскую казенную палату, затем в Министерство внутренних дел, С 1857 г. стал профессиональ­ным писателем. Его произведения появлялись на страницах многих литературных журналов того времени: «Современ­ник», «Отечественные записки», «Русское слово». Но наибо­лее тесно поэт был связан с сатирическими и юмористичес­кими журналами «Искра», «Будильник», «Гудок», где пуб­ликовался под псевдонимами Обличительный поэт, Май­ор Бубнов, Общий друг, Иван Кисточкин. Стих Минаева, бойкий, точный, построенный на остроумной игре рифмами, получает наиболее полное развитие в пародиях, сатире и каламбурах. Двустишие Минаева «Даже к финским скалам бурым обращаюсь с каламбуром» стало классическим при­мером. Популярный поэт-фельетонист, он мгновенно откли­кался на общественные события, вел сатирическую полемику, главным образом в форме пародии, с поэтами, выступавши­ми с позиций чистого искусства. Стихотворная техника Минаева оказала заметное влияние на развитие следующих поколений поэтов-сатириков.

Добролюбов Николай Александрович

Добролюбов Николай Александрович

Добролюбов Николай Александрович (1836—1861) — критик, публицист, поэт, прозаик.

Добролюбов родился в семье священника. До 11 лет занимался дома, затем учился в Нижегородском духовном училище и семинарии (1848—1853), где был одним из первых учеников. Во время учебы в семинарии писал первые критические работы — отзывы о прочитанных книгах. Сочинял стихи, подражая любимым поэтам М.Ю.Лермонтову и А.В.Кольцову.

Раннюю лирику (1849-1853) Добролюбов позже под­верг жестокой критике, но для нас она ценна тем, что помогает представить психологический портрет автора: жажда полезной деятельности, омраченная скорбными предчувствиями («Надежда», «Молитва за себя», «Стремле­ние вперед»).

В 1853 году Добролюбов уехал в Петербург учиться в ду­ховной академии, но вместо этого поступил на историко-филологический факультет Главного педагогического ин­ститута. В студенческие годы (1853—1857) сформировались его материалистические, рево­люционно-демократические, социалистические взгляды.