Биографии писателей » Биографии

Алексей Кольцов

Алексей Кольцов (1809—1842)

     Алексей Васильевич Кольцов, сын прасола-торговца Василия Кольцова, родился в 1809 г. в Воронеже. По воле отца он должен был продолжить торговое дело и остаться человеком малообразованным: после двух лет обучения в уездной школе прасол забрал сына домой и начал приоб­щать к делам торговли. Много времени юный Алексей про­водил в разъездах, передвигаясь по степи с гуртами скота; судьба сводила его с разными людьми и надолго оставляла один на один с природой. Мир России: ее раздольные степи, вольные, лихие и подневольные люди, их песни — весь строй народной жизни, непосредственным участником которой был Кольцов, пробудил в душе молодого человека поэтические чувства. Алексей Кольцов — талантливейший поэт-самоучка впервые узнал, что такое стихи, лишь в шестнадцать лет. Не имея возможности продолжить образование, он постигал законы стихосложения без чьей-либо помощи и втайне от остальных членов своей семьи. В 1830 г. в Воронеже нахо­дился московский философ и поэт Станкевич. Встреча с ним помогла Кольцову утвердиться в своем призвании. По воз­вращении в Москву Станкевич опубликовал одну из песен Кольцова в «Литературной газете».

Алексей Константинович Толстой

Алексей Константинович Толстой (1817—1875)

     Граф Алексей Константинович Толстой родился 24 авгу­ста 1817 г. в Петербурге. Мать его — красавица Анна Алек­сеевна Перовская, воспитанница графа А. К. Разумовско­го, в 1816 г. вышла замуж за пожилого вдовца графа Констан­тина Петровича Толстого (брата известного художника-меда­льера Ф. Толстого). Вскоре между супругами  произошел разрыв. «Шести недель я был увезен в Малороссию матерью и моим дядей со стороны матери, Алексеем Алексеевичем Перовским... Он меня воспитал, и первые мои годы прошли в его имении», — писал А. К. Толстой. В восемь лет Алексей с матерью и дядей возвращается в Петербург. Друг дяди В. А. Жуковский представил мальчика его ровеснику, будуще­му императору Александру II. Толстой вместе с другими детьми по воскресеньям приходил играть с наследником. Дружба эта продолжалась в течение всей их жизни.

Алексей Мерзляков

Алексей Мерзляков (1778—1830)

     Алексей Федорович Мерзляков родился в семье купца в селе Далматове Пермской губернии. Образование получил в Пермском народном училище. Способности к литературе — к стихосложению проявились у Мерзлякова еще в детстве: ему было 13 лет, когда он написал свою первую «Оду на зак­лючение мира со Швецией». Произведение было столь зрелым и профессионально выполненным, что инспектор училища счел возможным ознакомить с «Одой» саму императрицу. Екатерина II милостиво ознакомилась со стихами талантли­вого отрока, позволила напечатать оду, а самого автора при­казала определить на казенный счет в гимназию при Москов­ском университете. В Москве Мерзляков подружился с моло­дыми поэтами — Василием Жуковским и Андреем Тургене­вым. Общение с духовно близкими людьми способствовало его творческому развитию.

Алексей Николаевич Толстой

Толстой Алексей Николаевич (1883-1945) — прозаик, драматург, публицист.

Алексей Николаевич Тол­стой прошел сложный жизнен­ный путь. В годы первой рус­ской революции он — студент Петербургского технологичес­кого института. Тут он столк­нулся с революционными на­строениями, участвовал в студенческих сходках, демон­страциях, хотя в политике раз­бирался слабо. Столица давала ему много культурных впечат­лений, знакомств с литераторами, людьми искусства. Все сильнее сказывается влечение к литературе, и поэтому после окончания института выясняется, что призвание Толстого — не инженерное дело, а писательство.

Первыми опытами прозы были «Сорочьи сказки» (1910) — сборник, в состав которого вошли четыре десятка прозаических миниатюр. В произведениях А.Толстого этих лет воссоздавалась традиционная жизнь дворянства, рус­ской интеллигенции XX века (цикл рассказов «Заволжье» (1910), ранние романы «Чудаки» (1911), «Хромой барин» (1912), сатирическая пьеса «Насильники» (1913).

Первая мировая война привела А.Толстого к новому жанру — публицистике. Он стал военным корреспондентом газеты «Русские ведомости». Война стала школой жизни и писательства, на фронте он «увидел трагедию жизни, тра­гедию народа».

Алексей Плещеев

Алексей Плещеев (1825—1893)

     Старинный дворянский род Плещеевых известен еще со времен Дмитрия Донского. Далекий предок Алексея Плеще­ева участвовал в битве с татарами на Куликовом поле. Алек­сей Николаевич Плещеев родился в Костроме, отец его был чиновником. Детство Плещеева прошло в Нижнем Новго­роде, затем учеба в Петербурге, в школе гвардейских под­прапорщиков. Военная карьера не привлекала молодого че­ловека, и он поступает в Петербургский университет на во­сточный факультет. С первыми стихами выступил в 1844 г., в журнале «Современник». Первый отдельный сборник сти­хотворений, напечатанный в 1846 г., принес известность мо­лодому поэту. Активное увлечение идеями социализма при­вело Плещеева в нелегальный кружок петрашевцев. После разгрома кружка в апреле 1849 г. поэт был арестован и заключен в Петропавловскую крепость.

Андрей Белый

Андрей Белый (1880 - 1934)

     Андрей Белый (настоящее имя – Борис Николаевич Бугаев) родился в Москве в семье профессора, известного математика. Учился на естественном отделении физико-ма­тематического факультета Московского университета. Пред­ставитель «младшего» поколения символистов, он был од­ним из самых активных и последовательных сторонников символизма, который понимался им шире, чем обычная лите­ратурная школа или течение. Вместе с В. Брюсовым Андрей Белый стал одним из создателей теории символизма в Рос­сии. Поклонник философа-идеалиста Вл. Соловьева, Белый воспринимал его мистические пророчества о надвигающем­ся конце всемирной истории как откровение, а фигура фило­софа — неуспокоенного, ищущего — служила в глазах Белого образцом искателя новых путей жизненного устройства. В стихотворении «Владимир Соловьев» (1903) он прямо говорит об этой преемственности:

     Тебя не поняли... Вон там сквозь сумрак шаткий пунцовый свет дрожит. Спокойно почивай: огонь твоей лампадки мне сумрак озарит.

Анна Ахматова

Анна Ахматова (1889—1966)

     В автобиографической заметке «Коротко о себе» Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко) писа­ла: «Я родилась 11 (23) июня 1889 г. под Одессой (Боль­шой Фонтан). Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север — в Царское Село. Там я прожила до шестнадцати лет. Мои первые воспоминания царскосельские...»

     Ее поэзия, родившаяся «в садах Лицея», всегда отлича­лась гармонической соразмерностью, строгостью вкуса и достоинством поэтической речи.

В детстве и отрочестве этот город был ее родным домом, и она знала «в лицо» многочисленных мифологических (античных, библейских) героев, мраморно застывших в сумраке огромных влажных парков. Тени великих поэтов прошлого — Державина, Жуковского, Пушкина, Тютчева скользили «меж дерев»:

Здесь столько лир повешено на ветки...

(«Все души милых на высоких звездах»)

Здесь столько лир повешено на ветки...

(«Все души милых на высоких звездах»)

     В Царском Селе жил в те годы поэт, которого впослед­ствии Ахматова называла своим Учителем: Иннокентий Анненский. Он тогда был директором мужской гимназии, препо­давал греческий и латынь. 

Анна Ахматова

Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко) (1889-1966), — поэтесса.

После того как в 1905 году семья родителей распалась, мать с детьми переехала в Евпаторию, оттуда в Киев. Там Ахматова окончила гимназию и в 1907 году поступила на юридический факультет Выс­ших женских курсов в Киеве. В 1910 году вышла замуж за Н.С. Гумилева. Вместе с ним была в 1910 и 1911 году в Париже, в 1912 — в Италии. В 1912 году родился единственный сын — Л.Н.Гумилев, известный исто­рик и этнограф.

По воспоминаниям Ахма­товой, первые стихи она напи­сала в 11 лет, но они не сохра­нились. Первое стихотворение было напечатано в 1907 году в парижском журнале «Сириус», издававшемся Н.С.Гумиле­вым, но затем последовал перерыв до 1911 года.

Тогда Ахматова начинает регулярно печататься в пе­тербургских и московских изданиях. В марте 1912 года выходит в свет первый сборник стихов под названием «Вечер». Здесь начинают проявляться черты, на многие годы определившие ее творческую репутацию: напряжен­ность любовного чувства, соединение внешних примет времени с переживаниями героини, ориентация на совре­менную разговорную речь.


Антиох Кантемир

Антиох Кантемир (1708—1744)

     Князь Антиох Дмитриевич Кантемир, сатирик, перевод­чик и дипломат первой половины XVIII века, родился в 1708 г. в Константинополе. Отец его, князь Дмитрий Кон­стантинович, господарь Молдавии, был союзником Петра I в турецком походе 1711 г. После неудачи на берегах р. Прут, лишившись владений, он нашел убежище в России, и за по­терю престола царь вознаградил Кантемира обширными по­местьями. Поселившись вначале в Харькове, он скоро пере­ехал в Петербург и занял видное место при дворе Петра, который ценил его выдающиеся познания в языках, исто­рии Востока, философии и математике. Отправляясь в по­ход против Персии, Петр взял Кантемира с собой; моло­дой Антиох, будущий писатель, сопровождал отца; но старый князь заболел в дороге, вернулся с разрешения царя в свое поместье Дмитровку и там вскоре умер. В записной книжке Петра I сохранился такой отзыв о нем: «оный гос­подарь — человек зело разумный и в советах способный».

Антон Дельвиг

Антон Дельвиг (1798—1831)

     Антон Антонович Дельвиг родился в 1798 г. в Москве; его отец, генерал-майор, происходил из обедневшего и обрусев­шего (будущий поэт даже не знал в детстве немецкого язы­ка) рода прибалтийско-немецких (остзейских) баронов. В 1811 г. Дельвиг поступил в Царскосельский лицей, где об­рел себе друзей на всю жизнь, одним из них был А. С. Пушкин.

     Любимейшим поэтом Дельвига-лицеиста был Державин. «Небесных песен похититель» своей жизнью и поэзией во­площал для него идеал поэта: «На сильных он метал перу­ны и добродетель прославлял» («К поэту-математику»). В ранних стихах Дельвига чувствуется также воздействие сентиментально-песенной поэзии конца XVIII века. Но зна­чительнее всего в конце лицейского периода, по-видимому, было влияние поэзии Батюшкова (а также увлечение древнеримским поэтом Горацием; горацианский дух присущ и поэзии Батюшкова), сказавшееся в целом ряде стихотво­рений Дельвига этого времени — в общем эпикурейском тоне, в родстве художественных идей и образов, в их размере: «Тихая жизнь», «Бедный Дельвиг», «Застольная песнь», «Ди­фирамб» и т. д. Знакомство Дельвига с поэтическими дек­ларациями Карамзина и Батюшкова, где говорилось о воз­вышенной судьбе поэта, о его высокой миссии, произвело на юношу глубокое впечатление. Тема призвания поэта стала одной из ведущих в его творчестве, он постоянно обращает­ся к ней в целом ряде произведений — «К А. С. Пушкину», «Элизиум поэтов», «Пушкину», «На смерть Державина». Уже в этих ранних стихах поэт предстает как песнопевец и про­рок, способный предвидеть будущее...