Биографии писателей » Биографии

ЭСХИЛ

ЭСХИЛЭСХИЛ (525-456 гг. до н.э.) — древнегреческий драма­тург, «отец трагедии».

Происходил из знатного афинского рода, вырос в Элев-сине — древнейшем религиоз­ном и культовом центре Атти­ки. Принимал участие во всех важнейших сражениях периода греко-персидских войн.

Как драматург Эсхил впе­рвые выступил в 500 году до н.э., первую победу в состяза­нии трагических поэтов одер­жал в 484 году, после этого за­воевывал первое место еще 12 раз. Умер в Сицилии.

Эсхил написал не менее 80 пьес, которые были хорошо известны еще во II-III веках н.э. Но целиком дошли только 7 трагедий. Для 5 из них время постановки засвидетельст­вовано античными источниками: «Персы» (472 г.), «Семеро против Фив» (467 г.), «Агамемнон», «Хоэфоры» и «Эвме­ниды», составляющие трилогию «Орестея» (458 г.).

В драматургии Эсхила нашла отражение эпоха утверж­дения афинской демократии и героико-патриотический подъем афинян, проявившийся в греко-персидских войнах. В это время афиняне впервые осознали себя как коллектив, объединенный общими интересами. Возвышение Афин воспринималось Эсхилом и его современниками как акт божественной справедливости, по законам которой суще­ствует мир.

Юнна Петровна Мориц

Юнна Петровна Мориц
   

  Юнна Петровна Мориц (1937)

     Юнна Петровна (Пинхусовна) Мориц родилась 2 июня 1937 г. в Киеве. Ее первые стихотворения появились на стра­ницах литературной периодики в 1954 г. Первый сборник лирики «Разговор о счастье» вышел в свет в 1957 г. В 1961 г. она выпустила сборник стихов «Мыс желание», написан­ных под впечатлением путешествия на ледоколе по Карско­му и Баренцеву морям; в этих стихах ясно ощущается оча­рованность поэтессы романтикой дальних странствий, му­жеством моряков, суровой природой Севера. В позднейших сборниках («Лоза», 1970; «Суровой нитью», 1974; «При свете жизни», 1977; «Третий глаз», 1980; «На этом берегу высоком», 1987) ее поэзия приобретает более камерный ха­рактер. Главное в творчестве Мориц — вопросы жизни, смер­ти и искусства. Средствами поэзии она пытается выразить одиночество современного человека в мире. Предназначение поэта, этого «ровесника вечности», наделенного необы­чайной силой провидения, она видит в претворении гармонии в реальную повседневную жизнь. Юнна Мориц в своем твор­честве сознательно ориентируется на М. Цветаеву. Является также автором сборников стихов для детей: «Малиновая кош­ка» (1976), «Большой секрет для маленькой компании» (1987).

Юргис БАЛТРУШАЙТИС

Юргис БАЛТРУШАЙТИС

Юргис БАЛТРУШАЙТИС (1873—1944)

     Юргис Казимирович Балтрушайтис родился в местечке Паантвардис бывшей Ковенской губернии в семье литовс­ких крестьян. В печати первые произведения Балтрушай­тиса появились в 1899 г. Балтрушайтис свободно писал сти­хи как на литовском, так и на русском языках. В самом начале двадцатого века в тесном сотрудничестве с В. Брюсовым и С. Поляковым принял участие в создании мос­ковского издательства «Скорпион», в котором и вышли первые две книги его стихов: «Земные ступени» (1911) и «Горная тропа» (1912).

     После создания независимого литовского государства Балтрушайтис работал на дипломатическом поприще. С 1921 по 1939 гг. он являлся чрезвычайным посланником и полно­мочным министром Литвы в Москве. После присоединения Литвы к Советскому Союзу эмигрировал, работал советником литовского посольства во Франции. Все эти годы он не прекращал занятий литературным творчеством.  Умер в Париже, где в 1948 г., через четыре года после его смерти, вышла в свет третья, и последняя, книга его стихов — «Лилия и серп».

     Следуя в русле символистской поэзии, Балтрушайтис, тем не менее, мало увлекался поисками в области формы, столь свойственными многим символистам, ориентируясь прежде всего на классические формы русского стиха. В поэзии рус­ского символизма он предстает продолжателем традиций философской лирики К. Батюшкова, Е. Баратынского, Ф. Тютчева. Характерной особенностью его поэзии являются философичность, масштабность мысли, интерес к коренным вопросам бытия человека.

Яков Полонский

Яков Полонский
Яков Полонский (1819—1897)

     Яков Петрович Полонский родился 6 декабря 1819 г. в Рязани, в патриархальной семье мелкого чиновника. Мать поэта происходила из старинного дворянского рода Кафтыревых. Окончив Рязанскую гимназию, девятнадцатилет­ний Полонский поступил на юридический факультет Мос­ковского университета. К тому времени семья Полонских окончательно обеднела, и будущий поэт мог рассчитывать только на свои силы. Школа жизни, которую прошел По­лонский в университетские годы, была исключительно су­ровой: приходилось жить в сомнительных трущобах, зара­батывать на жизнь частными уроками, — «случалось и со­всем не обедать, довольствуясь чаем и пятикопеечным ка­лачом...» Судьба ввела юного Полонского в круг родствен­ных ему по духу поэтов. Со студенческих лет он был дру­жен с А. Григорьевым, А. Фетом, что во многом определи­ло его творческий путь. В доме Николая Орлова, сына вид­ного деятеля декабристского движения М. Ф. Орлова, По­лонский познакомился с профессором Грановским, Чаада­евым, молодым И. Тургеневым.

     К последнему университетскому курсу многие стихотворе­ния Полонского пользовались успехом у его товарищей, не­которые из них были опубликованы в московских журна­лах. В 1844 г. вышла в свет первая поэтическая книга Полон­ского — «Гаммы», напечатанная на средства, собранные по подписке, горячее участие в организации которой принял Чаадаев. На стихи молодого поэта обратил внимание Гоголь, переписавший стихотворение «Пришли и стали тени ночи...» в свою тетрадь. Современников восхищал прежде всего осо­бый дар подмечать неуловимое в природе: «Он, кажется, в самом деле имеет дар слышать, как растет трава...».