Биографии писателей » Биографии

Константин Батюшков

Константин Батюшков

Батюшков Константин Николаевич (1787-1855 гг.) — поэт, прозаик.

Получив прекрасное до­машнее воспитание, Констан­тин Батюшков в 1797-1802 гг. учился в петербургских панси­онах, в совершенстве овладел французским, итальянским и латинским языками. С декабря 1802 г. по январь 1807 г. служил чиновником в министерстве народною просвещения.

Дебютировал он в печати сатирой «Послание к стихам моим» (1805), и сатирические жанры стали ведущими в ран­них стихах Батюшкова.

В 1807 году Батюшков записывается в народное опол­чение и отправляется в Прусский поход, во время которого получает тяжелое ранение (пуля задела спинной мозг, что стало причиной последующих физических страданий). Но в отставку он вышел только в 1809 г.

Опубликованная в 1809 году сатира «Видение на бере­гах Леты» открывает зрелый этап творчества Батюшкова. В стихотворениях 1810-1812 годов Батюшков прославляет радости бытия, любовь, дружбу, свободу личности. Упоение жизнью и молодостью соединяются у него с предчув­ствием кризиса. Противоречия и составляли основную особенность стихотворений Батюшкова. Создавая русские образцы «легкой поэзии», он тем самым начинает переос­мысливать ее традиции.


Константин Случевский

Константин Случевский

Константин Случевский (1837—1904)

Константин Константинович Случевский родился в 1837 г. в Петербурге. Его отец, высокопоставленный чиновник, про­чил сыну военную карьеру и определил его в кадетский корпус. После его окончания Случевский проходил службу в одном из гвардейских полков, затем поступил в академию Генерального штаба. Перед ним открывалась перспектива блестящей военной карьеры. Тем неожиданнее стал его вы­ход в отставку и решение заняться изучением философии. Случевский слушал лекции в Париже, Берлине, Лейпциге; в Гейдельбергском университете получил степень доктора философии.

Вернувшись на родину, Случевский поступает на граж­данскую службу и достигает высоких чинов. В течение мно­гих лет он редактирует одну из крупнейших официальных газет — «Правительственный вестник».

Свои первые поэтические произведения Случевский опуб­ликовал в конце 1850-х гг., в 1860 г. его стихотворения по­явились в журнале «Современник». Идущие вразрез с об­щим направлением демократической поэзии того времени, необычные по своей форме, они стали объектом резких кри­тических нападок и эпиграмм. Случевский надолго замол­кает. Вновь его стихи появляются в печати только в 1880 — 1890 гг., и постепенно его имя приобретает известность.

Дарование Случевского весьма своеобразно: горячий тем­перамент сочетается в нем с глубоким скептицизмом и рас­судочностью, сильный и яркий стих — с тяжеловесностью, нарочитыми прозаизмами, фамильярно звучащими строка­ми. Во многом поэзия Случевского склонна к философство­ванию и даже дидактичности, перекликаясь с философски­ми мотивами неокантианства, Шопенгауэра, Гартмана в твор­честве ФетаВл. Соловьева, а позднее Мережковскогои Минского. В то же время он прекрасно рисует оригиналь­ный, вполне реалистический пейзаж (стихотворения из цик­лов «Черноземная полоса», «Мурманские отголоски»), со­здает яркие и интересные баллады на исторические сюжеты («Мемфисский жрец», «Петр I на каналах»). Острый психологизм, интеллектуальная насыщенность поэзии Случев­ского и главным образом новизна его стиля сыграли важ­ную роль в становлении раннего символизма. Творчество Случевского оказало несомненное влияние на поэзию Брюсова. Прямые параллели ко многим его стихотворениям можно найти у Блока. Образы всеобщего краха и тлена в стихотворении Случевского «На рауте» перекликаются с образами, созданными молодым Буниным.

Константин Фофанов

Константин Фофанов
Константин Фофанов (1862—1911)

     Константин Михайлович Фофанов родился в 1862 г. в Петербурге.  Отец поэта — небогатый купец — торговал в столице дровами, дед был олонецким крестьянином. Воспи­тывался Фофанов в дешевых частных пансионах, хорошего образования не получил. Печататься начал с 1881 г. Первая книга его стихотворений вышла в 1887 г. В творчестве Фо­фанова нашли отражение характерные для 1880-х гг. на­строения: разочарование в жизненных идеалах, неверие в силы добра, разлад с окружающим миром, глубокая неудов­летворенность. Выступая глашатаем «чистого искусства», Фофанов в своих стихах стремился уйти в мир волшебной мечты. Сын «больного поколения», он сочувствовал «бед­ным и сирым», но, ощущая себя бессильным перед злом, был готов противопоставить ему лишь чистую поэтическую при­роду, романтические сказки о цветах и растениях. Поэзия Фофанова окрашена в минорные тона; для нее характерны щедрое разнообразие оттенков настроений, запечатленных в их мимолетности, зыбкость и приглушенность лирических образов, особая певучесть языка. Порой его стих, порывис­тый и нервный, портят банальные «красивости». В 1880-х гг. Фофанов был одним из популярнейших поэтов. О его твор­честве тепло отзывались Лев ТолстойМайковЧехов, его нежно любил Репин. Во многом Фофанов близок нарож­давшемуся в те годы символизму, идеологи которого впос­ледствии объявят его своим предшественником. Жизнь по­эта, отягощенная постоянной нуждой, болезнями и невзго­дами, оказалась недолгой. Умер он полунищим, оставив боль­шую семью.

Констан­тин Константинович Романов. К.Р

Констан­тин Константинович Романов. К.Р
К. Р. (1858—1915)

     К. Р. — литературный псевдоним великого князя Констан­тина Константиновича Романова. Впервые этот псевдоним появился в 1882 г. в «Вестнике Европы» под стихотворени­ем «Псалмопевец Давид», чтобы затем на три десятилетия войти в русскую поэзию. В трехтомник поэта, вышедший в год его смерти, вошли сотни лирических произведений, поэмы «Возрожденный Манфред» и «Севастиан-Мученик», перево­ды «Гамлета» Шекспира и «Мессинской невесты» Шиллера. Романсы на его стихотворения писали П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов, Р. М. Глиэр и другие компо­зиторы. Более четверти века стоял он во главе Император­ской академии наук. Под его председательством было орга­низовано празднование столетия со дня рождения Пушкина и проведены связанные с ним мероприятия. Он был избран почетным членом Стокгольмской академии наук. Вся его жизнь была неразрывно связана и с военной деятельностью. Он командовал ротой Измайловского полка, затем Преобра­женским полком, был главным начальником военно-учебных заведений России и шефом 15-го гренадерского полка. В нем гармонично соединялись три основные ипостаси его лично­сти: поэт, президент Академии наук и военный.

Корней Чуковский

Корней Чуковский
Корней Чуковский (1882—1969)

     Чуковский Корней Иванович (настоящее имя — Николай Васильевич Корнейчуков) родился 19 (31) марта 1882 г. в Петербурге. Детские годы провел в Одессе, где жил вместе с матерью, Екатериной Осиповной Корнейчуковой, происхо­дившей из крестьян Полтавской губернии. Отец будущего писателя, петербургский студент, оставил семью.

Чуковский окончил лишь пять классов одесской гимна­зии, когда был исключен по причине «низкого происхожде­ния» во время «чистки» учебных заведений от «кухаркиных детей». Чуковскому пришлось заняться самообразова­нием, именно в эти годы он начал самостоятельно изучать английский язык. В 1901 г. он уже печатается в местной газете «Одесские новости»; через два года редакция газеты на­правила его в качестве своего корреспондента в Лондон (1903—1904). За два года, проведенных в Англии, Чуковский в совершенстве овладел английским языком и сумел про­фессионально изучить англоязычную литературу.

     По возвращении из Англии Чуковский переехал в Пе­тербург и посвятил себя литературной критике. По приглашению В. Брюсова он начал сотрудничать в журнале «Весы». В конце 1905 г. Чуковский организовал еженедельный сати­рический журнал «Сигнал», вскоре, однако, подвергшийся репрессиям за «поношение существующего порядка»; два последних номера были конфискованы, а издатель пригово­рен к шести месяцам тюремного заключения.

     После революции 1905 — 1907 гг. Чуковский сотрудничал в либеральной прессе («Нива», «Речь», «Русская мысль»), где появлялись его критические очерки о современных пи­сателях, позднее собранные в книгах «От Чехова до наших дней» (1908), «Критические рассказы» (1911), «Лица и мас­ки» (1914), «Книга о современных писателях» (1914).

Корней Чуковский

Корней Чуковский

Корней Иванович Чуковский (настоящее имя Николай Васильевич Корнейчуков) (1882—1969) — прозаик, критик, детский поэт, литературовед, переводчик.

Детские годы провел в Одессе, где жил с матерью Екатериной Осиповной Корнейчуковой (о ней рассказано в книге «Серебряный герб», 1961).

С юности вел трудовую жизнь, занимался самообразо­ванием, изучал английский язык. В 1901 году начал печа­таться в газете «Одесские новости»; был направлен редак­цией в качестве корреспондента в Лондон. Живя в Англии (1903—1904), изучал английскую литературу, писал о ней в русской печати. По возвращении переехал в Петербург, занялся литературной критикой.

После революции 1905—1907 годов Чуковский сотруд­ничает в литературной прессе, где появляются его крити­ческие очерки о современных писателях, позднее собран­ные в книгах «От Чехова до наших дней» (1908), «Критические рассказы» (1911), «Лица и маски» (1914), «Книга о современных писателях» (1914).

Уже в это время обнаружилась энциклопедичность интересов Чуковского. В 1907 году вышло первое издание его переводов из У.Уитмена, переизданное в 1914 году под названием «Поэзия грядущей демократии».

Тогда же Чуковский начал изучать детское словесное творчество и литературу для детей. По совету Короленко он приступил к работе над наследиемН.А.Некрасова, своего любимого поэта. В 1952 году вышла книга «Мастер­ство Некрасова», в которой достоверно и увлекательно воссоздана творческая лаборатория поэта, раскрыты его идейно-художественные связи с предшественниками.


Короленко Владимир Галактионович

Короленко Владимир Галактионович

Владимир Галактионович Короленко (1853—1922) — прозаик, публицист.

Родился Короленко в семье уездного судьи, начал учиться в польском пансионе, затем в Житомирской гимна­зии, а заканчивал Ровенскую реальную гимназию.

В 1871 году окончил ее с серебряной медалью и посту­пил в Петербургский техноло­гический институт. Но нужда вынудила Короленко оставить учение и перейти на положение «интеллигентного пролетария». В 1874 году он переезжает в Москву и поступает в Петровскую земледельческую и лесную (ныне Тимирязевскую) академию. В 1876 году был исключен из гимназии на год и выслан в ссылку, которую затем заменили поднадзорным «жительством» в Кронштад­те. В восстановлении в Петровской академии Короленко было отказано, и в 1877 году в третий раз он становится студентом — Петербургского горного института.

В 1879 году по доносу агента царской жандармерии Короленко был арестован. На протяжении последующих шести лет он был в тюрьмах, на этапах, в ссылках. В этом же году в петербургском журнале появился рассказ Коро­ленко «Эпизоды из жизни искателя». Находясь в Вышне­волоцкой политической тюрьме, он пишет рассказ «Чуд­ная» (рукопись распространилась в списках, без ведома автора рассказ был напечатан в 1893 году в Лондоне, в России — лишь в 1905 году под заглавием «Командиров­ка»).

С 1885 года Короленко было разрешено поселиться в Нижнем Новгороде. Следующие одиннадцать лет были периодом расцвета его творчества, активной общественной деятельности. С 1885 года в столичных журналах регулярно публикуются рассказы и очерки, созданные или напечатан­ные в ссылке: «Сон Макара», «В дурном обществе», «Лес шумит», «Соколинец» и др. Собранные воедино в 1886 году, они составили книгу «Очерки и рассказы». В том же году Короленко работал над повестью «Слепой музыкант», выдержавшей при жизни автора пятнадцать изданий.


КУЗМИН МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ

КУЗМИН МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВИЧКУЗМИН МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ (1872-1936)  -

поэт, прозаик, литературный критик, переводчик, компо­зитор.

Родился Кузмин в дворянской семье. Детские годы провел в Саратове, окончил там подготовительный и пер­вый класс гимназии. С 1885 года жил в Петербурге, где учился в гимназии, а после ее окончания — в консервато­рии.

В 90-х — нач. 900-х годов активно занимался музыкой (романсы, оперные сочинения, музыка к собственным сонетам). В 1905 году дебютировал в печати, опубликовав 13 сонетов и драматическую поэму «История рыцаря Д'А-лессио».

На протяжении творческого пути Кузмин был в той или иной мере близок разным поколениям русского поэ­тического авангарда (символизму, акмеизму, отчасти футу­ризму), при этом не становясь участником группировок и сохраняя творческую самостоятельность.

Разнообразие интересов, любовь к изысканному, свежесть взгляда и тяга к вещным, земным проявлениям жизни — эти особенности творческой позиции Кузмина, особенно полно воплотившиеся в лирике, обусловили от­талкивание от эстетики символизма. В отличие от симво­листов, стремившихся к религиозно-творческому преобра­жению жизни, Кузмин утверждает радостное, умильное отношение к миру, безусловное его приятие. Поэзия Куз­мина лишена социальных обобщений, носит камерный характер. Реальный мир в его поэзии и драматургии постоянно переплетается с миром реальности в другом искусстве (живописи, музыке, балете, театре).

КУПЕР ДЖЕЙМС ФЕНИМОР

КУПЕР ДЖЕЙМС ФЕНИМОРКУПЕР ДЖЕЙМС ФЕНИМОР (1789 - 1851) - аме­риканский писатель.

Сын крупного землевладельца. Учился в Йельском колледже. В 1806-1811 годах служил во флоте. Годы 1826-1833 Купер провел в разных европейских странах. Литера­турную деятельность начал с романа «Предосторожность» (1820). Однако известность писателю принес исторический роман «Шпион» (1825), в котором говорится об американ­ской революции и ее рядовых героях. В этом романе автор делает простого человека свершителем великого граждан­ского подвига: коробейник Гарви Берч во время Войны за независимость становится разведчиком американской армии, одновременно играя роль английского шпиона.

В 1823 году вышел первый роман (в дальнейшем 4-я часть) пенталогии Купера о Кожаном Чулке — «Пионеры, или истоки Сусквечанны». Цикл из 5 романов, принесших писателю мировую известность, объединяется общим геро­ем Натти (Натаниэлем) Бампо, выступающим под именами Зверобой, Соколиный Глаз, Следопыт, Кожаный Чулок, Длинный Карабин.

После создания своего лучшего морского романа «Лоцман» (1823) и романа «Лайонель Линкольн» (1825) Купер вновь обратился к образу Кожаного Чулка и написал вторую и пятую части цикла романов: «Последний из могикан» (1826) и «Прерия» (1827). «Последний из моги­кан» — наиболее популярный роман Купера, название которого стало нарицательным. В романе выведены муже­ственные, честные индейцы: друг Натти Бампо — Чингач-кук (Великий Змей) и его сын Ункас, героическая гибель которого воплощает трагическую судьбу индейского наро­да, уничтожаемого буржуазной цивилизацией.

КУПРИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

КУПРИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧКУПРИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (1870-1938) - прозаик.

Александр Иванович Куп­рин — талантливый писатель начала XX века.

Куприн родился в селе На­ровчатове Пензенской области в семье канцелярского служа­щего.

Богатая событиями жизнь Куприна, его многообразное творчество — все это составля­ло чрезвычайно сложную кар­тину. Удивительна и трагична его судьба: раннее сиротство (отец умер, когда мальчику был год), непрерывное семнадцатилетнее затворничество в ка­зенных заведениях (сиротский дом, военная гимназия, кадетский корпус, юнкерское училище).

Но постепенно у Куприна созрела мечта стать «поэтом или романистом». Сохранились стихи, написанные им в возрасте 13-17 лет. Годы военной службы в провинции дали Куприну возможность узнать будничную жизнь цар­ской армии, описанную им впоследствии во многих про­изведениях. В повести «Впотьмах», рассказах «Психея», «Лунной ночью», написанных в эти годы, еще преобладают искусственные сюжеты. Одним из первых произведений, основанных на лично пережитом и увиденном, стал рассказ из армейской жизни «Из отдаленного прошлого» («Дозна­ние») (1894).

С «Дознания» начинается цепочка произведений Куп­рина, связанных с жизнью русской армии и постепенно подводящих к «Поединку»: «Ночлег» (1897), «Ночная смена» (1899), «Прапорщик армейский» (1897), «Поход» (1901) и др.