Батюшков Константин Николаевич (1787-1855 гг.) — поэт, прозаик.
Получив прекрасное домашнее воспитание, Константин Батюшков в 1797-1802 гг. учился в петербургских пансионах, в совершенстве овладел французским, итальянским и латинским языками. С декабря 1802 г. по январь 1807 г. служил чиновником в министерстве народною просвещения.
Дебютировал он в печати сатирой «Послание к стихам моим» (1805), и сатирические жанры стали ведущими в ранних стихах Батюшкова.
В 1807 году Батюшков записывается в народное ополчение и отправляется в Прусский поход, во время которого получает тяжелое ранение (пуля задела спинной мозг, что стало причиной последующих физических страданий). Но в отставку он вышел только в 1809 г.
Опубликованная в 1809 году сатира «Видение на берегах Леты» открывает зрелый этап творчества Батюшкова. В стихотворениях 1810-1812 годов Батюшков прославляет радости бытия, любовь, дружбу, свободу личности. Упоение жизнью и молодостью соединяются у него с предчувствием кризиса. Противоречия и составляли основную особенность стихотворений Батюшкова. Создавая русские образцы «легкой поэзии», он тем самым начинает переосмысливать ее традиции.
Константин Случевский (1837—1904)
Константин Константинович Случевский родился в 1837 г. в Петербурге. Его отец, высокопоставленный чиновник, прочил сыну военную карьеру и определил его в кадетский корпус. После его окончания Случевский проходил службу в одном из гвардейских полков, затем поступил в академию Генерального штаба. Перед ним открывалась перспектива блестящей военной карьеры. Тем неожиданнее стал его выход в отставку и решение заняться изучением философии. Случевский слушал лекции в Париже, Берлине, Лейпциге; в Гейдельбергском университете получил степень доктора философии.
Вернувшись на родину, Случевский поступает на гражданскую службу и достигает высоких чинов. В течение многих лет он редактирует одну из крупнейших официальных газет — «Правительственный вестник».
Свои первые поэтические произведения Случевский опубликовал в конце 1850-х гг., в 1860 г. его стихотворения появились в журнале «Современник». Идущие вразрез с общим направлением демократической поэзии того времени, необычные по своей форме, они стали объектом резких критических нападок и эпиграмм. Случевский надолго замолкает. Вновь его стихи появляются в печати только в 1880 — 1890 гг., и постепенно его имя приобретает известность.
Дарование Случевского весьма своеобразно: горячий темперамент сочетается в нем с глубоким скептицизмом и рассудочностью, сильный и яркий стих — с тяжеловесностью, нарочитыми прозаизмами, фамильярно звучащими строками. Во многом поэзия Случевского склонна к философствованию и даже дидактичности, перекликаясь с философскими мотивами неокантианства, Шопенгауэра, Гартмана в творчестве Фета, Вл. Соловьева, а позднее Мережковскогои Минского. В то же время он прекрасно рисует оригинальный, вполне реалистический пейзаж (стихотворения из циклов «Черноземная полоса», «Мурманские отголоски»), создает яркие и интересные баллады на исторические сюжеты («Мемфисский жрец», «Петр I на каналах»). Острый психологизм, интеллектуальная насыщенность поэзии Случевского и главным образом новизна его стиля сыграли важную роль в становлении раннего символизма. Творчество Случевского оказало несомненное влияние на поэзию Брюсова. Прямые параллели ко многим его стихотворениям можно найти у Блока. Образы всеобщего краха и тлена в стихотворении Случевского «На рауте» перекликаются с образами, созданными молодым Буниным.
Константин Фофанов (1862—1911)
Константин Михайлович Фофанов родился в 1862 г. в Петербурге. Отец поэта — небогатый купец — торговал в столице дровами, дед был олонецким крестьянином. Воспитывался Фофанов в дешевых частных пансионах, хорошего образования не получил. Печататься начал с 1881 г. Первая книга его стихотворений вышла в 1887 г. В творчестве Фофанова нашли отражение характерные для 1880-х гг. настроения: разочарование в жизненных идеалах, неверие в силы добра, разлад с окружающим миром, глубокая неудовлетворенность. Выступая глашатаем «чистого искусства», Фофанов в своих стихах стремился уйти в мир волшебной мечты. Сын «больного поколения», он сочувствовал «бедным и сирым», но, ощущая себя бессильным перед злом, был готов противопоставить ему лишь чистую поэтическую природу, романтические сказки о цветах и растениях. Поэзия Фофанова окрашена в минорные тона; для нее характерны щедрое разнообразие оттенков настроений, запечатленных в их мимолетности, зыбкость и приглушенность лирических образов, особая певучесть языка. Порой его стих, порывистый и нервный, портят банальные «красивости». В 1880-х гг. Фофанов был одним из популярнейших поэтов. О его творчестве тепло отзывались Лев Толстой, Майков, Чехов, его нежно любил Репин. Во многом Фофанов близок нарождавшемуся в те годы символизму, идеологи которого впоследствии объявят его своим предшественником. Жизнь поэта, отягощенная постоянной нуждой, болезнями и невзгодами, оказалась недолгой. Умер он полунищим, оставив большую семью.
К. Р. — литературный псевдоним великого князя Константина Константиновича Романова. Впервые этот псевдоним появился в 1882 г. в «Вестнике Европы» под стихотворением «Псалмопевец Давид», чтобы затем на три десятилетия войти в русскую поэзию. В трехтомник поэта, вышедший в год его смерти, вошли сотни лирических произведений, поэмы «Возрожденный Манфред» и «Севастиан-Мученик», переводы «Гамлета» Шекспира и «Мессинской невесты» Шиллера. Романсы на его стихотворения писали П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов, Р. М. Глиэр и другие композиторы. Более четверти века стоял он во главе Императорской академии наук. Под его председательством было организовано празднование столетия со дня рождения Пушкина и проведены связанные с ним мероприятия. Он был избран почетным членом Стокгольмской академии наук. Вся его жизнь была неразрывно связана и с военной деятельностью. Он командовал ротой Измайловского полка, затем Преображенским полком, был главным начальником военно-учебных заведений России и шефом 15-го гренадерского полка. В нем гармонично соединялись три основные ипостаси его личности: поэт, президент Академии наук и военный.
Чуковский Корней Иванович (настоящее имя — Николай Васильевич Корнейчуков) родился 19 (31) марта 1882 г. в Петербурге. Детские годы провел в Одессе, где жил вместе с матерью, Екатериной Осиповной Корнейчуковой, происходившей из крестьян Полтавской губернии. Отец будущего писателя, петербургский студент, оставил семью.
Чуковский окончил лишь пять классов одесской гимназии, когда был исключен по причине «низкого происхождения» во время «чистки» учебных заведений от «кухаркиных детей». Чуковскому пришлось заняться самообразованием, именно в эти годы он начал самостоятельно изучать английский язык. В 1901 г. он уже печатается в местной газете «Одесские новости»; через два года редакция газеты направила его в качестве своего корреспондента в Лондон (1903—1904). За два года, проведенных в Англии, Чуковский в совершенстве овладел английским языком и сумел профессионально изучить англоязычную литературу.
По возвращении из Англии Чуковский переехал в Петербург и посвятил себя литературной критике. По приглашению В. Брюсова он начал сотрудничать в журнале «Весы». В конце 1905 г. Чуковский организовал еженедельный сатирический журнал «Сигнал», вскоре, однако, подвергшийся репрессиям за «поношение существующего порядка»; два последних номера были конфискованы, а издатель приговорен к шести месяцам тюремного заключения.
После революции 1905 — 1907 гг. Чуковский сотрудничал в либеральной прессе («Нива», «Речь», «Русская мысль»), где появлялись его критические очерки о современных писателях, позднее собранные в книгах «От Чехова до наших дней» (1908), «Критические рассказы» (1911), «Лица и маски» (1914), «Книга о современных писателях» (1914).
Корней Иванович Чуковский (настоящее имя Николай Васильевич Корнейчуков) (1882—1969) — прозаик, критик, детский поэт, литературовед, переводчик.
Детские годы провел в Одессе, где жил с матерью Екатериной Осиповной Корнейчуковой (о ней рассказано в книге «Серебряный герб», 1961).
С юности вел трудовую жизнь, занимался самообразованием, изучал английский язык. В 1901 году начал печататься в газете «Одесские новости»; был направлен редакцией в качестве корреспондента в Лондон. Живя в Англии (1903—1904), изучал английскую литературу, писал о ней в русской печати. По возвращении переехал в Петербург, занялся литературной критикой.
После революции 1905—1907 годов Чуковский сотрудничает в литературной прессе, где появляются его критические очерки о современных писателях, позднее собранные в книгах «От Чехова до наших дней» (1908), «Критические рассказы» (1911), «Лица и маски» (1914), «Книга о современных писателях» (1914).
Уже в это время обнаружилась энциклопедичность интересов Чуковского. В 1907 году вышло первое издание его переводов из У.Уитмена, переизданное в 1914 году под названием «Поэзия грядущей демократии».
Тогда же Чуковский начал изучать детское словесное творчество и литературу для детей. По совету Короленко он приступил к работе над наследиемН.А.Некрасова, своего любимого поэта. В 1952 году вышла книга «Мастерство Некрасова», в которой достоверно и увлекательно воссоздана творческая лаборатория поэта, раскрыты его идейно-художественные связи с предшественниками.
Владимир Галактионович Короленко (1853—1922) — прозаик, публицист.
Родился Короленко в семье уездного судьи, начал учиться в польском пансионе, затем в Житомирской гимназии, а заканчивал Ровенскую реальную гимназию.
В 1871 году окончил ее с серебряной медалью и поступил в Петербургский технологический институт. Но нужда вынудила Короленко оставить учение и перейти на положение «интеллигентного пролетария». В 1874 году он переезжает в Москву и поступает в Петровскую земледельческую и лесную (ныне Тимирязевскую) академию. В 1876 году был исключен из гимназии на год и выслан в ссылку, которую затем заменили поднадзорным «жительством» в Кронштадте. В восстановлении в Петровской академии Короленко было отказано, и в 1877 году в третий раз он становится студентом — Петербургского горного института.
В 1879 году по доносу агента царской жандармерии Короленко был арестован. На протяжении последующих шести лет он был в тюрьмах, на этапах, в ссылках. В этом же году в петербургском журнале появился рассказ Короленко «Эпизоды из жизни искателя». Находясь в Вышневолоцкой политической тюрьме, он пишет рассказ «Чудная» (рукопись распространилась в списках, без ведома автора рассказ был напечатан в 1893 году в Лондоне, в России — лишь в 1905 году под заглавием «Командировка»).
С 1885 года Короленко было разрешено поселиться в Нижнем Новгороде. Следующие одиннадцать лет были периодом расцвета его творчества, активной общественной деятельности. С 1885 года в столичных журналах регулярно публикуются рассказы и очерки, созданные или напечатанные в ссылке: «Сон Макара», «В дурном обществе», «Лес шумит», «Соколинец» и др. Собранные воедино в 1886 году, они составили книгу «Очерки и рассказы». В том же году Короленко работал над повестью «Слепой музыкант», выдержавшей при жизни автора пятнадцать изданий.
КУЗМИН МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ (1872-1936) -
поэт, прозаик, литературный критик, переводчик, композитор.
Родился Кузмин в дворянской семье. Детские годы провел в Саратове, окончил там подготовительный и первый класс гимназии. С 1885 года жил в Петербурге, где учился в гимназии, а после ее окончания — в консерватории.
В 90-х — нач. 900-х годов активно занимался музыкой (романсы, оперные сочинения, музыка к собственным сонетам). В 1905 году дебютировал в печати, опубликовав 13 сонетов и драматическую поэму «История рыцаря Д'А-лессио».
На протяжении творческого пути Кузмин был в той или иной мере близок разным поколениям русского поэтического авангарда (символизму, акмеизму, отчасти футуризму), при этом не становясь участником группировок и сохраняя творческую самостоятельность.
Разнообразие интересов, любовь к изысканному, свежесть взгляда и тяга к вещным, земным проявлениям жизни — эти особенности творческой позиции Кузмина, особенно полно воплотившиеся в лирике, обусловили отталкивание от эстетики символизма. В отличие от символистов, стремившихся к религиозно-творческому преображению жизни, Кузмин утверждает радостное, умильное отношение к миру, безусловное его приятие. Поэзия Кузмина лишена социальных обобщений, носит камерный характер. Реальный мир в его поэзии и драматургии постоянно переплетается с миром реальности в другом искусстве (живописи, музыке, балете, театре).
КУПЕР ДЖЕЙМС ФЕНИМОР (1789 - 1851) - американский писатель.
Сын крупного землевладельца. Учился в Йельском колледже. В 1806-1811 годах служил во флоте. Годы 1826-1833 Купер провел в разных европейских странах. Литературную деятельность начал с романа «Предосторожность» (1820). Однако известность писателю принес исторический роман «Шпион» (1825), в котором говорится об американской революции и ее рядовых героях. В этом романе автор делает простого человека свершителем великого гражданского подвига: коробейник Гарви Берч во время Войны за независимость становится разведчиком американской армии, одновременно играя роль английского шпиона.
В 1823 году вышел первый роман (в дальнейшем 4-я часть) пенталогии Купера о Кожаном Чулке — «Пионеры, или истоки Сусквечанны». Цикл из 5 романов, принесших писателю мировую известность, объединяется общим героем Натти (Натаниэлем) Бампо, выступающим под именами Зверобой, Соколиный Глаз, Следопыт, Кожаный Чулок, Длинный Карабин.
После создания своего лучшего морского романа «Лоцман» (1823) и романа «Лайонель Линкольн» (1825) Купер вновь обратился к образу Кожаного Чулка и написал вторую и пятую части цикла романов: «Последний из могикан» (1826) и «Прерия» (1827). «Последний из могикан» — наиболее популярный роман Купера, название которого стало нарицательным. В романе выведены мужественные, честные индейцы: друг Натти Бампо — Чингач-кук (Великий Змей) и его сын Ункас, героическая гибель которого воплощает трагическую судьбу индейского народа, уничтожаемого буржуазной цивилизацией.
КУПРИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (1870-1938) - прозаик.
Александр Иванович Куприн — талантливый писатель начала XX века.
Куприн родился в селе Наровчатове Пензенской области в семье канцелярского служащего.
Богатая событиями жизнь Куприна, его многообразное творчество — все это составляло чрезвычайно сложную картину. Удивительна и трагична его судьба: раннее сиротство (отец умер, когда мальчику был год), непрерывное семнадцатилетнее затворничество в казенных заведениях (сиротский дом, военная гимназия, кадетский корпус, юнкерское училище).
Но постепенно у Куприна созрела мечта стать «поэтом или романистом». Сохранились стихи, написанные им в возрасте 13-17 лет. Годы военной службы в провинции дали Куприну возможность узнать будничную жизнь царской армии, описанную им впоследствии во многих произведениях. В повести «Впотьмах», рассказах «Психея», «Лунной ночью», написанных в эти годы, еще преобладают искусственные сюжеты. Одним из первых произведений, основанных на лично пережитом и увиденном, стал рассказ из армейской жизни «Из отдаленного прошлого» («Дознание») (1894).
С «Дознания» начинается цепочка произведений Куприна, связанных с жизнью русской армии и постепенно подводящих к «Поединку»: «Ночлег» (1897), «Ночная смена» (1899), «Прапорщик армейский» (1897), «Поход» (1901) и др.