Биографии писателей » Биографии » Денис Фонвизин

Денис Фонвизин

Денис Фонвизин (1745—1792)

     Денис Иванович Фонвизин родился в богатой дворянс­кой семье в Москве. Родословная рода Фонвизиных начина­ется именем Петра Володимировича, титулуемого бароном: «В царствие великого государя и великого князя Иоанна Васильевича, всея России самодержца, как он, великий госу­дарь, воевал Лифляндскую землю, взял в плен Мечиносящего братства брата Петра барона Володимирова сына Фонвизина с сыном его Денисом и иных того же честного братства шляхтов; и даны им в Московском государстве поместья многие в разных городах...». В 1653 г. внук Петра Фонвизина Юрий Денисович перешел в православие, приняв при этом имя Афанасия. Первоначальным образованием Денис Фонвизин был обязан отцу. В 1755 г., когда был открыт московский университет и при нем гимназия, Денис и его брат Павел были среди первых воспитанников, зачисленных в гимна­зию (1755—1760 гг.). «Учились мы весьма беспорядочно, ибо с одной стороны причиной тому была ребяческая леность, а с другой нерадение и пьянство учителей», — вспо­минал позднее в «Чистосердечном признании» Фонвизин. Дальнейшее образование Денис Иванович получил в Мос­ковском университете на философском факультете (1761 — 1762). Литературой начал заниматься   в университетские годы. Сначала писал сатирические произведения, которые распространялись в рукописях (до нас они не дошли), по­добные не попадавшие в печать сатиры были в то время весьма распространены. В 1764 г. московский главнокоман­дующий граф Салтыков доносил императрице: «Развращен­ное здесь, на Москве между молодыми людьми своеволь­ство и наглость до такой степени возросли, что некоторые из них... дерзнули по всему городу потаенно рассеять руг -тельные сочинения, состоящие в каталогах на французск ж и русском языках, в которых до 300 человек и больше как наизнатнейших, так и прочих фамилий, в том числе дамы и девицы, не взирая ни на чины, ни на достоинства, наичув­ствительнейшими выражениями обесчещены и обижены».

     Позже поэт занялся переводами. В 1761 г. в универси­тетской типографии вышла книга басен Гольберга в его пе­реводе. Тогда же он начал переводить трагедию Вольтера «Альзира» (закончил позже в Петербурге, при жизни Фонвизина издана не была).   В 1762 г. Фонвизин поступил в коллегию иностранных дел переводчиком. С 1763 по 1769 гг. был при­командирован к кабинет-министру И. П. Елагину. Служба у Елагина позволила Фонвизину близко познакомиться с двором Екатерины II: Елагин состоял при кабинете «по при­ему челобитен» — жалоб, подаваемых на высочайшее имя. Фонвизину как секретарю Елагина приходилось заниматься разбором челобитных. В эти годы Фонвизин много вре­мени уделяет переводам: «Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя Египетского» Террасона (4 час­ти, 1762 — 1768), «Торгующее дворянство» Куайе (1766) «Иосиф» Битобе (1769) и др. В 1764 г. была поставлена на сцене его стихотворная комедия «Корион» (переделка дра­мы французского писателя Грессе). К началу 1760-х гг. от­носятся два сатирических стихотворения — «Лисица-казнодей» (проповедник) и «Послание к слугам моим, Шумило­ву, Ваньке и Петрушке», где в шуточной форме автор каса­ется философского вопроса, на котором с особенным внима­нием останавливались мыслители XVIII века, вопроса о так называемых конечных причинах (causes finale), о целях ми­роздания; ответ сатирика на этот вопрос — безнадежно скеп­тический, если не вполне отрицательный: «И сам не знаю я, на что сей создан свет!». В этом стихотворении, по словам Фонвизина, отразилось лишь его мимолетное, поверхностное увлечение; в глубине души его постоянно таилось иное, ре­лигиозное настроение.

     В 1769 г. была закончена оригинальная комедия «Брига­дир», которая, по мнению современников Фонвизина, «столько по справедливости разумными и знающими людьми была похваляема, что лутчаго и Молиер во Франции своим ко­медиям не видал принятия и не желал» (журнал «Пустоме­ля», июль 1770 г.). В том же году Фонвизин переходит на службу в коллегию иностранных дел и становится секрета­рем канцлера и воспитателя цесаревича — графа Никиты Ивановича Панина.

     В 1774 г. Фонвизин женился на вдове Екатерине Иванов­не Хлоповой. В 1777 — 1778 гг. он путешествовал по Германии и Франции. Его письма Н. И. Панину составили замечатель­ное сочинение (так называемые «Письма из Франции»). К началу 1780-х гг. относится политическое сочинение Фонви­зина — «Рассуждение о непременных государственных зако­нах», в котором дается резкая критика социальных устоев екатерининского самодержавия. Сочинение это было столь дерзко, что издано быть не могло, но распространялось в спис­ках; гораздо позже его использовали декабристы.

В 1781 г. была закончена и в 1782 г. поставлена лучшая комедия Фонвизина «Недоросль». В «Драматическом слова­ре» отмечено, что при первом представлении «Недоросля» «несравненно театр был наполнен и публика аплодировала пиесу метанием кошельков» (подарков артистам)... Сохрани­лось предание, что Потемкин, «выходя из театра и увидев сочинителя, с обыкновенным своим просторечием сказал ему шутя: «Умри теперь, Денис, или хоть больше ничего уж не пиши: имя твое бессмертно будет по этой одной пиесе».

     После смерти Никиты Ивановича Панина, в 1783 г. Фон­визин вышел в отставку «с чином статского советника и ежегодным пенсионом в 3 тыс. рублей из почтовых доходов» и все свои силы стал отдавать литературному труду. В 1783 г. Фонвизин анонимно печатал свои сатирические сочинения в журнале «Собеседник любителей российского слова», ко­торый редактировали императрица Екатерина и княгиня Екатерина Дашкова (там, кстати, с разрешения обеих редак­торш были напечатаны «Несколько вопросов, могущих воз­будить в умных и честных людях особливое внимание», «Опыт Российского сословника», «Повествование мнимого глухого и немого» и другие отнюдь не безобидные, каза­лось бы, с точки зрения монархини, произведения).

     В 1784 —1785-х гг. Фонвизин путешествовал по Герма­нии и Италии. По возвращении его разбил паралич. Несмотря на тяжелую болезнь Фонвизин не прекращал работы: в 1785 г. анонимно вышел его перевод книги Циммермана «Рассуждение о национальном любочестии», в 1786 — напе­чатана повесть «Каллисфен». В том же году Екатерина Ива­новна Фонвизина отправилась с больным мужем за границу. Продолжительное лечение в Вене и Карлсбаде было не бес­полезно. А в 1788 г. Фонвизин даже предпринял попытку издавать собственный журнал «Друг честных людей, или Стародум», который по указанию Екатерины был запрещен. Предпринятая Фонвизиным в том же году попытка издать собрание своих сочинений также не увенчалась успехом — издание было запрещено. Около 1789 г. он начал работать над автобиографическим произведением «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» (дошло в неза­вершенном виде). Летом 1789 г. Фонвизин ездил для лече­ния в Ригу, Бальдон и Митаву. Сохранился журнал этой поездки, представляющий, по выражению кн. Вяземского, «журнал страдальца и по мучениям, и по самым средствам исцеления, которые он претерпевал». Здоровье не возвраща­лось. Умер Фонвизин 1 декабря 1792 г. Похоронен в Александро-Невской лавре.

Литературное наследие Фонвизина получило высокую оценку писателей и поэтов XIX столетия. Батюшков пред­лагал выделить в истории нашей словесности особую эпоху, эпоху Фонвизина. Пушкин, познакомившись с «Разговором у княгини Халдиной», высказывал сожаление, «что не Фон­визину досталось изображать новейшие наши нравы». «Ли­тература екатерининского времени, — писал Белинский, — решительно заслоняет собою предшествовавшую ей литера­туру. Кроме Державина, в то время был Фонвизин, первый даровитый комик в русской литературе, писатель, которого теперь не только чрезвычайно интересно изучать, но которо­го читать есть истинное наслаждение. В его лице русская лите­ратура как будто даже преждевременно сделала огромный шаг к сближению с действительностью; его сочинения — живая летопись той эпохи».


Теги: биография, Фонвизин

Обсуждение статьи / Ваша оценка: