Биографии писателей » Биографии » Федор ТЮТЧЕВ

Федор ТЮТЧЕВ

Федор ТЮТЧЕВ (1803—1873)

     Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 г. в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губ. в старинной дворянской семье. В доме, «совершенно чуждом интересам литературы и в особенности русской литературы», господ­ство французского языка уживалось с приверженностью ко всем особенностям русского стародворянского и православ­ного уклада. Когда Тютчеву шел десятый год, для домаш­них занятий был приглашен С.Е. Раич, оказавший большое влияние на умственное и нравственное развитие своего вос­питанника и пробудивший в нем интерес к литературе. Пер­вым поэтическим опытом Тютчева, получившим признание, стал перевод послания Горация к Меценату. Раич предста­вил его на собрании Общества любителей русской словес­ности. Одобренное наиболее крупным московским поэтичес­ким авторитетом — Мерзляковым, оно было опубликовано на страницах XIV части «Трудов» общества. А четырнадца­тилетний поэт удостоился звания «сотрудника». В том же году Тютчев поступил в Московский университет. Получив в 1821 г. кандидатскую степень, Тютчев в 1822 г. уехал в Пе­тербург на службу в Государственную коллегию иностран­ных дел. Его родственник, граф Остерманн-Толстой, оказал ему покровительство и способствовал назначению молодого человека внештатным чиновником русской миссии в столи­це Баварского королевства в Мюнхене.

     За границей Тютчев прожил с незначительными переры­вами двадцать два года. В 1826 г. он женился на баварской аристократке, графине Ботмер, и их салон стал одним из центров интеллектуальной жизни. Здесь часто бывали Шел­линг и Генрих Гейне, стихи которого Тютчев переводил на русский язык. В 1826 г. в альманахе Погодина «Урания» на­печатаны три стихотворения Тютчева, а в следующем году в альманахе Раича «Северная Лира» — несколько переводов из Гейне, Байрона, «Песнь радости» Шиллера и несколько оригинальных стихотворений. В 1829—1833 гг. несколько стихотворений появились в «Галатее» Раича и «Молве» («Silentium»). В 1833 г. Тютчев был направлен с дипломати­ческим поручением на Ионические острова, а в конце следующего года он — в то время уже камергер и статский совет­ник — несмотря на свои надежды получить место послан­ника в Вене, был назначен старшим секретарем посольства в Турине.

     В 1836 г. состоялся настоящий поэтический дебют Тютче­ва. В лице Ивана Сергеевича («иезуита») Гагарина он нашел в Мюнхене ценителя, который не только собрал тетрадь его стихотворений, но и передал ее в руки Пушкина. Пушкин принял тютчевские стихи с восторгом и изумлением. В тече­ние 1836— 1840-х гг. он публикует в «Современнике» около сорока произведений под общим заглавием «Стихотворения, присланные из Германии» и за подписью Ф. Т, Затем на че­тырнадцать лет Тютчев исчезает с поэтического горизонта.

     В конце 1838 г. скончалась жена поэта, а через год Тютчев снова женится. Его второй женой стала баронесса Дарнгейм. В 1840 г. за самовольную отлучку в Швейцарию, в то время как на него были возложены обязанности посланника, Тют­чев был отставлен от службы и лишен звания камергера. Поэт возвратился в любимый им Мюнхен и прожил там четы­ре года. Предварительно съездив в Россию и уладив дела по службе, в 1844 г. Тютчев переселяется с семьей в Петербург. Ему возвращены служебные права и почетные звания и дано новое назначение — состоять по особым поручениям при государственной канцелярии. Эту должность он сохра­нил и позднее, когда в 1848 г. был назначен старшим цензо­ром при особой канцелярии министерства иностранных дел. Образование, умение быть одновременно блестящим и глу­боким, способность дать теоретическое обоснование приня­тым воззрениям создали ему заслуженно высокую репута­цию в петербургском обществе.

     Вскоре Тютчев завоевал признание и известность как поэт. В 1850 г. Иван Сергеевич Тургенев собрал около ста его стихотворений и передал их Некрасову, который опублико­вал их в журнале. Отдельным изданием стихи Тютчева вы­шли в 1854 г. Издание это сопровождалось восторженным откликом Тургенева в «Современнике». Восхищенно ото­звались на появление новой поэтической звезды и Некра­сов, Фет, Чернышевский. Журналы обращаются к Тютчеву с предложениями о сотрудничестве, стихотворения его пе­чатаются в «Русской беседе», «Дне», «Москвитянине», «Рус­ском вестнике» и других изданиях.

     Изменяется и служебное положение Тютчева. В 1857 г. он обращается к канцлеру Горчакову с запиской о цензуре, получившей широкую известность в правительственных кру­гах. Тютчева назначают председателем комитета иностран­ной цензуры. Свое отношение к новой должности он выра­зил в экспромте, записанном в альбом сослуживца Вакара:

 

Веленью высшему покорны,

У мысли стоя на часах,

Не очень были мы задорны...

—  Грозили редко и скорей

Не арестантский, а почетный

Держали караул при ней.

 

     Другой сослуживец Тютчева — А. В. Никитенко в своем дневнике неоднократно упоминает о стараниях поэта защи­тить свободу слова. В 18.58 г. он возражает против двойной цензуры — наблюдательной и последовательной. В ноябре 1866 г. «Тютчев в заседании совета по делам печати справед­ливо заметил, что литература существует не для гимназистов и школьников и что нельзя давать ей детское направление». В начале семидесятых Тютчев испытал подряд несколько тяжелых ударов судьбы. Вслед за единственным братом, с которым его связывала тесная дружба, он потерял старшего сына и замужнюю дочь. Он стал слабеть, его ясный ум потуск­нел. После первого удара паралича (1 января 1873 г.) он уже почти не вставал с постели, после второго прожил несколь­ко недель в мучительных страданиях и умер 15 июля 1873 г. Поэт-мыслитель, поэт-философ прежде всего, он не оста­вил обширного литературного наследия. Однако его перу при­надлежат истинные шедевры философской лирики, бессмертные и недосягаемые по глубине мысли и сжатости выражения, по размаху вдохновения.  Дарование Тютчева, столь охотно обращавшееся к стихийным основам бытия, само имело не­что стихийное. В высшей степени характерно, что поэт, по его собственному признанию выражавший свою мысль тверже по-французски, чем по-русски, все свои письма и статьи пи­савший только на французском языке и всю жизнь говорив­ший почти исключительно по-французски, самым сокровен­ным порывам своей творческой мысли мог давать выражение только в русском стихе. Он творил почти исключительно «для себя», ощущая необходимость высказаться перед собой и тем уяснить себе самому свое состояние. В связи с этим он исклю­чительно лирик, чуждый всяких эпических элементов. Идей­ное содержание философской лирики Тютчева значительно не столько своим разнообразием, сколько глубиной постиже­ния. Наименьшее место занимает в его творчестве лирика сострадания, представленная, однако, такими шедеврами, как «Слезы людские» и «Пошли, Господь, свою отраду». Невы­разимость мысли в слове («Silentium») и пределы, поставлен­ные человеческому познанию («Фонтан»), ограниченность значения «человеческого я» («Смотри, как на речном просто­ре» ), ощущение необходимости слияния с безличной жизнью природы («Сумерки», «Так; в жизни есть мгновенья», «Вес­на», «Еще шумел весенний день», «Листья», «Полдень», «Ког­да, что в жизни звали мы своим», «Весеннее успокоение» — из Уланда), одухотворенные описания природы, немногочис­ленные и краткие, но по охвату настроения почти не имею­щие равных в нашей литературе («Утихла буря», «Весенняя гроза», «Летний вечер», «Весна», «Песок сыпучий», «Не остыв­шая от зноя», «Осенний вечер», «Тихой ночью», «Есть в осе­ни первоначальной» и др.), нежное и безотрадное призна­ние ограниченности человеческой любви («Последняя лю­бовь» , «О, как убийственно мы любим», «Она сидела на полу», «Предопределение» и др.) — таковы господствующие моти­вы философской поэзии Тютчева. Но есть еще один мотив, быть может, наиболее могучий и определяющий все осталь­ные, — мотив хаотической, мистической первоосновы жизни. Стихотворения «Святая ночь», «О чем ты воешь, ветер ноч­ной», «На мир таинственный духов», «О, вещая душа моя», «Как океан объемлет шар земной», «Ночные голоса», «Ноч­ное небо», «День и ночь», «Безумие», «Mall’ariа» и другие составляют единственную в своем роде лирическую филосо­фию хаоса как «глубочайшей сущности мировой души и осно­вы всего мироздания». И описания природы, и мотивы люб­ви проникнуты у Тютчева сознанием, что за кажущейся ясностью явлений скрывается их роковая сущность, таинственная и страшная. Возможно, именно в этом состоит причина той грусти, которой овеяны философские размышления поэта.

     Значение Тютчева в развитии русской лирической поэзии определяется его историческим положением: младший со­временник Пушкина, он был старшим товарищем и учите­лем лириков послепушкинского периода. Как и предсказы­вал Тургенев, Тютчев остался до сих пор поэтом немногих ценителей, могучим в лучших бессмертных образцах своей философской лирики учителем жизни для читателя, учи­телем поэзии для поэтов.


Теги: биография, Тютчев

Обсуждение статьи / Ваша оценка: