Биографии писателей » Биографии » Федор СОЛОГУБ

Федор СОЛОГУБ

Федор СОЛОГУБ   (1863—1927)

     Федор Сологуб (настоящее имя — Федор Кузьмич Тетерников) родился в Петербурге. Сын портного, он рано ли¬шился отца и был воспитан матерью, работавшей прислугой. Учился в уездном училище, окончил Петербургский учитель¬ский институт в 1882 г. и в течение двадцати пяти лет пре¬подавал математику в провинциальных городках севера России. Стихи его появились в печати в 1884 г. С 1892 г. Сологуб связан с литературным кружком «старших» симво¬листов (Д. Мережковский, 3. Гиппиус и др.), регулярно уча¬ствует в журнале «Северный вестник». К началу XX века приобретает широкую известность.
     Сологуб - дитя эпохи восьмидесятых с ее превалирую¬щими мотивами безнадежности и отчаяния. Лирика Соло¬губа тяжела, по-настоящему и глубоко безысходна. В ней нашли достаточно глубокое выражение индивидуализм и субъективизм раннего символизма. Мир его души, насыщен¬ный мечтами о неземном счастье, фантастическими образа¬ми и видениями, во много раз ближе Сологубу, чем мир реальных людских отношений. Зло в стихах Сологуба мета¬физично, оно не имеет отчетливой социальной характеристики и служит символическим олицетворением темных сторон бытия, перед которыми бессилен человек. Беспомощность эта носит в стихах Сологуба роковой характер:

В поле не видно ни зги:
Кто-то зовет: «Помоги!»
Что я могу?
Сам я беден и мал,
Сам я смертельно устал, —
Как помогу?

     Федор Сологуб был прямой противоположностью Баль¬монту. И в то же самое время именно Сологуб, особенно в период раннего символизма, был ближе всех Бальмонту сво¬ей преданностью мечте, своим отрицанием мира реальной жизни.
     Основные темы ранней лирики Сологуба — тема «чуда», сказки и тема смерти. Сологуб в меньшей степени зависел от поэтических традиций, нежели Бальмонт. Несовершен¬ство его первого сборника (1896) объясняется именно недо¬статочной выработанностью его собственной поэтической концепции, в основу которой уже во втором сборнике, вы¬шедшем в том же году, и легло противопоставление идеаль¬ных стремлений реальному земному существованию. В той или иной форме оно присуще всем его стихотворениям:

И напрасно кипит напряженно мечта, —
Этот мир и суров, и нелеп:
Он — немой и таинственный склеп,
Над могилой, где скрыта навек красота.
     Трагический характер лирики Сологуба усугубляется так¬же и тем, что поэт отчетливо осознает всю призрачность своих мечтаний, понимает, что ожидаемое им «чудо» не об¬ладает и не может обладать никакой конкретностью, что это лишь область отвлеченной грезы, не имеющей под собой по¬чвы. И хотя он отдается ей, он хорошо чувствует ее нежизненность в мире, где царит зло. Об этом он сам сказал в стихотворении «И светел, и весел твой путь безмятежный...»:

Твой путь искрометно беспечен, —
Мне трудны и дороги сказки:
Пожарный разбитою каской своей изувечен...
Смывает с лица проститутка непрочные краски...
Истерзанный пьяница грубою бранью любовницы встречен, —
Как трудны, как дороги сказки!

     В философско-эстетической концепции Сологуба чело¬веку отводилась всецело зависимая от жестоких по самой своей природе законов общественного бытия роль. Эта за¬висимость низвела человека до положения безглагольного существа. Ничто не в состоянии вдохнуть в него волю к дей¬ствию. Глубочайший пессимизм, порожденный не только не¬приятием существующих общественных отношений, но и неверием в возможность их пересоздания, характеризует сти¬хи Сологуба.
     Окончательно сознание неслиянности мира поэтической мечты и мира реальных людских отношений укрепляется у Сологуба после революции 1905 г. Именно тогда оно приоб¬рело черты законченной художественной концепции.
     Искусство становится в понимании Сологуба «сладост¬ной легендой», творимой художником в противовес «грубой жизни». В статье «Демоны поэтов» Сологуб утверждает: «Всякая поэзия хочет быть лирикою, хочет сказать здешне¬му, случайному миру — нет, и из элементов познаваемого выстроить мир иной, со святынями, "которых нет". Поэт — творец, и иного отношения к миру у него вначале и быть не может. Вся сила лирического устремления лежит в этом на¬клоне к тому желанному, чего еще нет, и в уверенности, что творение иного мира возможно».
     Какими-то сторонами своего мироощущения Сологуб, как и Анненский, соприкасался с Достоевским. Во многих произведениях он пытался решить проблему преодоления смер¬ти, знакомую нам по «Бесам». Только у Сологуба преодоле¬вался не страх смерти, а тяготы земного бытия. Всякая смерть есть победа, ибо она освобождает человека от земных зави¬симостей. Эта идея выражена в стихотворении «Елисавета», получившем в свое время широкую известность:

Елисавета, Елисавета,
Приди ко мне! Я умираю, Елисавета,
Я весь в огне. Но нет ответа, мне нет ответа
На страстный зов. В стране далекой Елисавета,
В стране отцов.
Расторгнуть бремя, расторгнуть бремя
Пора пришла. Земное, злое растает бремя,
Как сон, как мгла. Земное бремя — пространство, время, —
Мгновенный дым. Земное, злое расторгнем бремя
И победим!

     Метафизический характер имеет в стихах Сологуба и само зло действительности. Сила обличения зла в лирике Сологуба огромна и поэтически впечатляюща. Однако от¬сутствие реальной исторической перспективы в поисках жизненного «эквивалента» неизбежно толкало его в фанта¬стику, порождало поражающие своей нереальностью поэти¬ческие образы, такие, например, как «Земля Ойле», в кото¬рой, как утверждал поэт, только и возможно достигнуть «бла¬женства бытия».
     Брюсов писал о Сологубе: «Почти с первого своего вы¬ступления в печати Сологуб уже был мастером стиха, и таким он остался до конца... С годами все более и более смелые задачи ставит он себе как художник, и каждый раз оказывается подготовленным именно к разрешению их».
     Тяжелая, мрачная лирика Сологуба с ее безысходностью, мотивами смерти составила важнейшую линию в развитии русского искусства предреволюционной эпохи. Единствен¬ный земной, но светлый и милый сердцу поэта образ — Россия, вчерашняя и будущая. Сологуб провидит перемены и, кажется, даже приветствует их. Но когда они происходят в реальной действительности, то становятся неизбежноповседневным злом.



Теги: биография, Сологуб

Обсуждение статьи / Ваша оценка: