Биографии писателей » Биографии » Игорь Северянин

Игорь Северянин
Игорь Северянин (1887—1941)

     Игорь Васильевич Лотарев (литературный псевдоним — Игорь Северянин) родился 4(16) мая 1887 г. в Петербурге, в семье офицера. Учился в Череповецком реальном училище. Печататься начал в 1905 г. Первый сборник стихов Игоря Северянина «Зарницы мысли» опубликован в 1908 г. Ран­ние «поэзы» Северянина написаны в духе «чистой лирики» К. Фофанова и М. Лохвицкой. Три года спустя Северянин опубликовал «Пролог «Эгофутуризм» и возглавил объеди­нившуюся вокруг газеты «Петербургский глашатай» груп­пу поэтов (К. Олимпов, Р. Ивнев, Грааль-Арельский и др.).

     Первым и главным тезисом различных футуристических групп было отрицание классического наследия — как безна­дежно устаревшего. «Для нас Державиным стал Пушкин; Нам надо новых голосов!», — провозглашал Игорь Северянин. Его изысканно-вульгарные, нарочито будуарно-жеманные стихи, насыщенные неологизмами, многие из которых вошли в рус­скую речь (например, «бездарь»), приобретали скандальную известность. Наиболее талантливый из эгофутуристов, Севе­рянин «в лучших своих созданиях, — по мнению В. Брюсова, — лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир», «ироник, остро подмечающий вокруг себя смешное и низкое». Однако тот же Брюсов отмечал в стихах Северянина и «без­вкусие», отсутствие границы между иронией и пошлостью. В 1912 г. поэт громогласно объявил:

Я, гений Игорь Северянин,

Своей победой упоен:

Я повсеградно оэкранен,

Я повсесердно утвержден!

     В 1913 г. книгоиздательство «Гриф» выпустило большой сборник Северянина «Громокипящий кубок» с восторжен­ным предисловием Ф. Сологуба, вызвавший широкие откли­ки в печати и выдержавший за два года семь изданий. Се­верянин много экспериментировал со стихом. Используя разнообразные размеры, до него почти не применявшиеся, он смело вводил новые и, комбинируя их, изобрел ряд сти­хотворных форм: гирлянда триолетов, квадрат квадратов, миньонет, дизель и др. Став модным поэтом, Северянин ото­шел от группы эгофутуристов и примкнул к кубофутурис-там, выступал совместно с В. Маяковским, Д. Бурлюком и В. Каменским в Крыму, но вскоре разошелся и с ними. Сти­хи сборников «Златолира» (1914), «Ананасы в шампанс­ком» (1915), «Victoria regia» (1915), «Поэзоантракт» (1915) и другие вызывали, как и прежде, восторженные отклики. В 1918 г. на вечере в Политехническом музее Северянин был избран «Королем поэтов». Слава обывательского кумира и льстила поэту, и тяготила его, оборачиваясь трагедией непонятности. Позже, в двадцатых годах, в поэме «Роса оранжево­го часа» Северянин напишет:

Я видел в детстве сон престранный:

Темнел провалом зал пустой,

И я в одежде златотканой

Читал на кафедре простой,

На черной бархатной подушке

В громадных блестках золотых...

Аплодисменты, точно пушки,

В потемках хлопали пустых...

     В этом сне-кошмаре отразится его подлинное мироощу­щение тех лет: успех в постом зале — и «ничьих аплодис­ментов гул».

     Лето 1918 г. стало переломным в судьбе и поэзии Игоря Северянина. Поэт, живший тогда в Эстонии, оказался в эмиг­рации. Острое переживание разлуки с родиной очистило его поэзию от салонной шелухи. Ностальгия выдвигает на пер­вое место в его творчестве темы родной земли, родной при­роды, родного Севера.

     В Эстонии Северянин жил уединенно, мало общаясь с другими эмигрантами, культивируя свое одиночество как единение с природой. Сам себя он называл «дачником». В 20-х —30-х гг. он много работает, занимаясь как перевода­ми с эстонского, французского и других языков, так и ори­гинальным творчеством, складывая стихи в тематические цик­лы и книги. За пятнадцать лет он издал десять книг: «Эстляндские поэзы» (1919), «Вервена» (1920), «Миррэлия», «Ме­нестрель», «Фея Eiole», «Адриатика» (1922), «Трагедия ти­тана», «Соловей» (1923), «Классические розы» (1931) и «Ме­дальоны» (1934), а также антологию эстонской лирики за сто лет в своих переводах. Два последних сборника, вышед­ших в Белграде, представляют собой итог его творческой жизни, своеобразное поэтическое завещание людям. В среде писателей-эмигрантов широко бытовали жанры, основанные на воспоминаниях. Свою лепту внес и эстонский «дачник» — Игорь Северянин. В двадцатые годы он создает уникальный цикл лирических стихотворных мемуаров, включающий по­эмы «Падучая стремнина» (1922) и «Роса оранжевого часа» (1923), автобиографический роман в стихах «Колокола со­бора чувств» (1923) и роман в строфах «Рояль Леандра» (1925). Умер Игорь Северянин в 1941 г.


Теги: биография, Северянин

Обсуждение статьи / Ваша оценка: