Биографии писателей » Биографии » Кондратий Рылеев

Кондратий Рылеев
Кондратий Рылеев (1795—1826)

     Кондратий Федорович Рылеев родился в селе Батово под Петербургом в семье мелкопоместного дворянина. Подобно многим молодым дворянам в возрасте шести лет его отда­ли  в кадетский корпус. Закончив корпус в 1814 г., Рылеев служил в армии прапорщиком-артиллеристом; участвовал в заграничном походе русской армии. В 1818 г. он подал в отставку, его свободолюбивую душу не устраивали аракче­евские порядки в армии. После отставки служил в Петер­бургской уголовной палате, затем в Российско-Американ­ской компании. В 1820 г. Рылеев впервые выступил в печати со стихотворением «К временщику». Стихотворение, имев­шее острую политическую направленность, немедленно на­шло отклик в кругу либерально настроенной молодежи. Ха­рактерной особенностью декабристской поэзии как поэзии романтической является ее стремление к выражению духа нации и интерес к особенностям национальной культуры, сочетавшиеся с преобладанием темы гражданственности. Опубликованный Рылеевым в 1821 — 1824 гг. историчес­кий цикл стихотворений, объединенных общим названием «Думы», рисует образы героев русской старины.  К истори­ческим персонажам Рылеев обращается и в своих поэмах «Войнаровский», «Наливайко», «Хмельницкий» (две послед­ние он так и не успел закончить), романтических по харак­теру и наполненных примерами высоких гражданских доб­лестей. Использованию исторических примеров для воспита­ния гражданственности, патриотического и революционного духа Рылеев, как и другие поэты-декабристы, придавал огромное значение. Одной из характернейших черт поэзии Рылеева, нашедшей свое высшее выражение в стихотворе­нии «Гражданин», является также отождествление судьбы поэта-гражданина и судеб его родины. Тема народности раскрывается Рылеевым в созданных совместно с А. Бестужевым-Марлинским агитационных песнях. Ранние песни («Ах, где те острова...» и «Ты скажи, говори...») не выхо­дят за рамки критики общего либерально-фрондерского толка. В песне «Царь наш — немец русский» содержится резко отрицательная, восходящая к «Ноэлю» Пушкина ха­рактеристика Александра I. И лишь в песнях «Ах, тошно мне...» и «Как идет кузнец да из кузницы» авторы подня­лись до высот демократизма и революционности. В послед­них двух песнях впервые появляется неромантизированный образ народа. Тот самый народ — герой войны 1812 г., бога­тырь и патриот, воплощение мятежной и вольной силы — в этих песнях лишен всякой идеализации, любого ореола. Рус­ские мужики — многострадальные люди, замученные, но в то же время полные здравого смысла, иронического отноше­ния к господам. Демократическая форма песни говорит о внимательном изучении Рылеевым и Бестужевым народ­ной поэзии и живой народной речи. Многозначительные умолчания и намеки, содержащиеся в строфе:

А до бога высоко,

до царя далеко,

Да мы сами

Ведь с усами,

Так мотай себе на ус, —

дают основание для самых смелых политических выводов.

     В 1823 г. Рылеев становится одним из деятельнейших чле­нов петербургского тайного Северного общества, а вскоре и одним из его главных руководителей. Он сыграл важней­шую роль в подготовке и проведении декабрьского выступ­ления на Сенатской площади. Сразу после разгрома восстания Рылеев был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. После длившегося полгода следствия он был при­говорен к казни и 13 июля 1826 г. вместе с четырьмя други­ми руководителями декабрьского восстания повешен.

*  *  *

     Декабризм — широкое идеологическое движение, охватив­шее в 1816—1825 гг. самые различные стороны обществен­ной жизни. Может быть, ярче всего проявился декабризм в художественной литературе, именно через нее оказав замет­ное влияние на умонастроения современников и потомков.

     Декабристская литература, в частности декабристская поэзия, — явление большое, сложное, неоднородное. Говоря о декабристской поэзии, следует учитывать и ее хронологи­ческую эволюцию, и различие политических и эстетических установок ее представителей.

     В чем же специфика декабристского взгляда на поэзию, каковы эстетические принципы и установки декабристов?

     Поэты-декабристы исходили из того, что высшей и ос­новной задачей литературы является ее гражданское служе­ние. Гражданские стихи писали и Вяземский, и Пушкин, и даже Жуковский, но для этих поэтов вольнолюбие лишь одна из возможных тем. Поэтому формула «Я не поэт, а гражда­нин» не могла вызывать их сочувствие.

     Декабристы писали и элегии, и любовные стихи, но выс­шей, наиболее значительной и потому наиболее прекрасной считали поэзию гражданскую.

Одной из самых важных проблем, поставленных уже на самом раннем этапе формирования декабристского револю­ционного романтизма, была проблема историзма и нацио­нальной культуры.

     Интерес к национальным особенностям культуры в по­эзии декабристов сочетается с представлениями о высоком предназначении и гражданственности искусства. Тема национальная приобретает у декабристов характер темы пат­риотической.

     За 8 —9 лет своего существования поэзия декабристов прошла сложный путь, и чем ближе был 1825 г., тем более существенные и заметные изменения в ней происходили.


Теги: биография, Рылеев

Обсуждение статьи / Ваша оценка: