Биографии писателей » Биографии » Александр Полежаев

Полежаев, Александр Иванович

img
  • Дата рождения: 30 августа (11 сентября) 1804
  • Место рождения: Российская империя, Пензинская область, село Покрышкино
  • Жанр: Стихотворения
  • Наиболее известные произведения

    Кориолан
    Морни и тень Кормала
    Множество стихотврений

Александр Полежаев (1804—1838)

     Александр Иванович Полежаев родился в 1804 г. в селе Рузаевке Пензенской губернии. Внебрачный сын опустившегося провинциального помещика — Леонтия Струйского, который за убийство дворового был позднее сослан в Сибирь, и крепостной женщины, выданной замуж за мещанина Пиана Полежаева. Зачатый «во грехе» и к тому же рано осиротевший мальчик, воспитывавшийся то в крестьянской избе, то в барском доме, был морально травмирован двусмысленностью своего положения, что обусловило глубочайшую дисгармонию, царившую в его сознании.

     Когда Александру минуло десять лет, его определили в мастный московский пансион, по окончании которого Поле­жаев продолжил образование в Московском университете, куда он был принят в 1820 г.

     Раннее творчество Полежаева развивалось по двум рус­лам, двум противоположным направлениям — легальному и нелегальному, литературному и нелитературному. Молодой Полежаев переводил модного тогда в России Ламартина, подражал ему в собственных элегиях, писал торжественные оды и с конца 1825 г. активно печатался в «Вестнике Евро­пы». Это была поэзия патетического настроя, вещавшая о «вечных» тайнах мироздания, парившая над убогой прозой повседневного быта. В совершенно другую атмосферу пере­носят студенческие поэмы Полежаева, особенно его «Саш­ка» (1825 или 1826).

     Полежаев вступил в литературу в тот период, когда по­эзия решительно приближалась к действительности, превра­щаясь -- главным образом благодаря Пушкину — в подлин­ное зеркало национальной жизни. Расширение тематическо­го диапазона означало для Пушкину возведение действительности в особую сферу возвышенного и прекрасного. Напро­тив, эффективность, значимость поэзии для Полежаева — не столько в красоте и совершенстве воплощения, сколько в фактической достоверности, в оперативности отклика на слу­чай, в открытой связи с жизнью автора. Не случайно Поле­жаев вступил в творческую полемику с Пушкиным. Ознако­мившись с первой главой «Евгения Онегина», самым круп­ным литературным событием 1825 г., Полежаев решился использовать канву пушкинского произведения для описа­ния похождений своего автобиографического героя, демон­стративно противопоставляя его Онегину. Перекличка с тек­стом Пушкина, заявленная с первых строк «Сашки» (рас­сказа о поездке молодого человека к дядюшке), поддержива­лась в последующих строфах Полежаева целым рядом сход­ных эпизодов, ситуаций, деталей. Но изящным блистатель­ным картинам светской жизни в «Онегине» в поэме Поле­жаева соответствуют зарисовки грубого, неустроенного быта. В результате содержание главы пушкинского романа в «Саш­ке» как бы опрокинулось в вульгарно-бытовой план.

     Создавая своего «Сашку», Полежаев сполна почерпнул из опыта «ироикомической» поэмы, вольного и демократи­ческого жанра, непременными элементами которого были описания кабацкого разгула, прелюбодеяния, плутовских проделок. Полежаев пошел еще дальше: буйные, хмельные, эротические сцены нарисованы им с вызывающей откровен­ностью и антиэстэтизмом. Однако в «Сашке» физиология и эротика обернулись полыхающей мятежной стихией, ибо окрасились идеей отрицания устоев современного общества и его морали. Это и сообщило полежаевскому натурализму агрессивную политическую окраску. В своей поэме Полежаев нападает на рабские обычаи, чинопочитание, бранит нелепые университетские порядки. Положение дел в стране обрисо­вано в дерзостных, «возмутительных» стихах:

Умы гнетущая цепями

Отчизна глупая моя!

Когда тебе настанет время

Очнуться в дикости своей,

Когда ты свергнешь с себя бремя

Своих презренных палачей?

     Другие произведения Полежаева («Иман-козел», «Рассказ Кузьмы, или Вечер в Кенигсберге») написаны в сходном ключе.

     Опасный политический смысл подобного бунтарства был более чем очевиден. Недаром поэма в 1826 г. навлекла на автора донос, недаром сам Николай I занялся расследовани­ем и приказал отдать Полежаева унтер-офицером в пехот­ный полк. Не вынеся солдатчины, Полежаев в 1827 г. бежал, был схвачен, лишен дворянского звания, которое получил по окончании университета, и разжалован в простые солдаты без права выслуги. В 1828 г. за перебранку с фельдфебелем Полежаев был арестован и посажен в подвал Спасских ка­зарм. В подвале-тюрьме он заболел чахоткой, но через шесть месяцев, несмотря на болезнь, был направлен на Кавказ с пехотным полком. В военных действиях на Кавказе Поле­жаев проявил незаурядную отвагу, его дважды представля­ли к производству в чин, но царь не изменил своего мнения о дурном нраве Полежаева, и представления оставались без­ответны. Лишь за шесть дней до смерти поэта царь подписал приказ о производстве его в прапорщики.

Есть духи зла — неистовые чада

Благословенного отца;

Удел их — грусть,  отчаянье — отрада,

А жизнь — мученье без конца...

(«Духи зла»

     Поэмы и сатиры Полежаева положили начало так назы­ваемой иронической стихотворной повести. Самым значи­тельным произведением этого нового жанра, характерного для второй половины 1820-1830-х гг., был лермонтовский «Сашка», написанный спустя примерно десять лет после По­лежаевской поэмы.

     Творческий метод Полежаева — это романтизм, выверну­тый наизнанку, обращенный вниз и принявший форму во­инствующего натурализма, художественная природа которо­го не имеет ничего общего с реализмом. Свобода для поэта не только лозунг и норма поведения, но и определенное (романтическое по существу) понимание жизни как неуп­равляемого, стихийного процесса.

     Не рассчитанные на публикацию студенческие поэмы пред­назначались для невзыскательного, малокультурного читателя. От сочинений этого сорта Полежаев впоследствии отказал­ся. Однако ориентация на грубые, упрощенные вкусы подчас простонародной среды сохранилась у Полежаева до конца. В студенческих поэмах уже определилась специфическая структура полежаевского эпоса с двумя генеральными пере­межающимися планами — героя и толпы. Признаки этой структуры нетрудно обнаружить и в юмористических поэмах («День в Москве», «Царь охоты»), и в кавказских («Эрнели» и «Чир-Юрт»), и в «римской» поэме «Кориолан».

     Ценнейшим вкладом Полежаева в поэзию была его лири­ка, проникнутая пафосом гордой восстающей личности и потрясающей силой трагического чувства. Большинство стихотворений, создавших Полежаеву репутацию яркого, ори­гинального поэта, были написаны в 1826— 1831 гг. и вошли в первый авторский сборник (1832): «Песнь пленного иро­кеза», «Песнь погибающего пловца», «Ожесточенный», «Ве­черняя заря», «Цепи», «Живой мертвец» и др.

Но стерплю! Не скажу ничего,

Не наморщу чела моего!

И как дуб вековой,

Неподвижный от стрел,

Неподвижен и смел,

Встречу час роковой...

(«Песнь пленного ирокеза»)

     Ощущение безнадежности, безысходности парадоксально сочеталось у Полежаева с неукротимой ненавистью к гнетущей силе. Но, по верному замечанию Н. П. Огарева, на примере творчества Полежаева можно проследить, как в литературе последекабристской эпохи «общественный интерес переходит в личный». Речь не об отказе от социальной борьбы, от гражданской активности вообще, а о сведении объективных ценностей и общих проблем жизнеустройства к индивидуальному духовному опыту личности. В стихах Полежа­ева личность — орудие свободы.

     По наблюдению А. И. Герцена, «романтизм обоготворил субъективность — предавая ее анафеме». Под знаком этих настроений прошел и последний период литературной деятельности Полежаева, открывшийся сборником «Кальян» (1833).

     В эпоху стиховой виртуозности многие произведения Полежаева, особенно с оттенком натурализма или окрашен­ные романтической иронией, не могли восприниматься ина­че как диссонанс и разнобой. В. Г. Белинский, относивший Полежаева к числу самых ярких дарований пушкинской эпохи, тем не менее считал, что стихи поэта являют «грубую смесь вкуса с безвкусием, таланта с неразвитостью, гениаль­ных проблесков с пошлостью, силы без меры и гармонии — словом, что-то прекрасное и вместе дикое, неопределенное». В этом вопиющем нарушении норм, выработанных мастера­ми того времени, проявляется определенная тенденция — сим­птом того обновления поэтической культуры, которое про­изойдет в начале XX века.


Теги: биография, Полежаев

Обсуждение статьи / Ваша оценка:
Фотографии писателя (Развернуть)

Александр Полежаев