Биографии писателей » Биографии » Николай НЕКРАСОВ

Николай НЕКРАСОВ

Николай НЕКРАСОВ (1821 — 1877)

     Николай Алексеевич Некрасов родился 22 ноября 1821 г. в Винницком уезде Подольской губернии, где в то время квартировал полк, в котором служил его отец. Это был чело­век, много испытавший на своем веку. Его не миновала се­мейная слабость Некрасовых — любовь к картам (Сергей Некрасов, дед поэта, проиграл в карты почти все состоя­ние). В жизни поэта картам тоже принадлежала большая роль, но он играл счастливо, и часто говорил, что судьба делает только должное, возвращая роду через внука то, что отняла у деда. Человек увлекающийся и страстный, Алек­сей Сергеевич Некрасов очень нравился женщинам.    Его полюбила   Александра   Андреевна Закревская, варшавян­ка, дочь богатого посессионера Херсонской губернии. Роди­тели не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, малообразованного армейского офицера. Брак, состоявшийся без их согласия, не был счастливым. Обра­щаясь к воспоминаниям детства, поэт всегда говорил о ма­тери как о страдалице,  жертве грубой и развратной среды. В целом ряде стихотворений Некрасов обращался к ее свет­лому образу, обаяние которого отразилось в творчестве Не­красова необыкновенным сочувствием его к женской доле.

     Детство Некрасова прошло в родовом имении Некрасо­вых Грешневе Ярославской губернии, куда отец переселил­ся, выйдя в отставку. Большая семья (у Некрасова было 13 братьев и сестер), запущенные дела и ряд процессов по имению заставили его взять место исправника.  Во вре­мя   разъездов   он часто брал с собой Николая Алексееви­ча. В 1832 г. Некрасов поступил в Ярославскую гимназию, где проучился до пятого класса. Учился он неважно, с гим­назическим начальством не ладил, и так как отец всегда мечтал   о военной карьере для сына, то в 1838 г. шестна­дцатилетний Некрасов отправился в Петербург для опре­деления в дворянский полк. Дело было почти налажено, но встреча с гимназическим товарищем, студентом  Глущицким, и знакомство с другими студентами пробудили в Некра­сове горячее желание продолжить образование. Пренебре­гая угрозой отца оставить его без всякой материальной по­мощи, Некрасов начал готовиться к вступительному экза­мену, однако он его не выдержал и поступил вольнослуша­телем на филологический факультет. С 1839 по 1841 гг. Не­красов пробыл в университете, но почти все время его ухо­дило на поиски заработка. «Ровно  три года, — рассказывал он впоследствии, — я чувствовал  себя  постоянно, каждый день голодным. Не раз доходило до того, что я отправлял­ся   в ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотя   бы   ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для вида газету, а   сам   подвинешь себе тарелку с хлебом и ешь». Не всегда у Некрасова была и квартира. От продол­жительного голодания он заболел и   много   задолжал сол­дату, у которого снимал комнатку. Когда еще полубольной он пошел к товарищу, то по возвращении солдат, несмотря на  ноябрьскую ночь, не пустил его обратно. Над ним сжа­лился проходивший нищий   и отвел его в какую-то тру­щобу на окраине города. В   этом   ночлежном приюте Не­красов нашел себе и заработок, написав кому-то за 15 ко­пеек прошение.

нужда закалила Некрасова, но в то же время неблагоприятно  повлияла на развитие его ха­рактера: он стал «практиком» не  в  лучшем значении этого слова. Дела его вскоре устроились: он давал  уроки, писал статьи для «Литературного прибавления к «Русскому Инвалиду»   и «Литературной газеты», сочинял для лубоч­ных   издателей   азбуки   и сказки в стихах, ставил воде­вили. У него появились сбережения, и тогда он решился выпустить сборник своих стихотворений,    который    под заглавием «Мечты и звуки» вышел в 1840 г. с инициала­ми Н. Н. Полевой похвалил дебютанта, благосклонно к его первым опытам отнесся и Жуковский, но Белинский в «Оте­чественных записках» отозвался о  книжке пренебрежитель­но. Мнение Белинского так подействовало на Некрасова, что, подобно    Гоголю, он сам скупал и уничтожал «Мечты и звуки».

     В начале 1840-х гг. Некрасов становится сотрудником «Отечественных записок», сначала по библиографическому отделу. Белинский близко с ним познакомился и по дос­тоинству оценил его талант. Он понял, что в области прозы Некрасов едва ли достигнет больших успехов, но восторженно одобрил его стихотворение «В дороге». Вскоре Некрасов усердно занялся издательской деятельностью. Он выпустил в свет ряд альманахов: «Статейки в стихах без картинок» (1843), «Физиология Петербурга» (1845), «1 апреля» (1846), «Петербургский сборник» (1846). В этих альманахах дебю­тировали Достоевский, Григорович, печатали свои произве­дения Тургенев, Герцен, Ап. Майков. В конце 1846 г. Некра­сов вместе с Панаевым приобретает «Современник», куда переходят Белинский и литературная молодежь, придававшая силу «Отечественным запискам». Белинский передал Некра­сову и часть материалов для сборника «Левиафан». В прак­тических делах «глупый до святости» Белинский оказался в «Современнике» таким же журнальным чернорабочим, каким он был у Краевского в «Отечественных записках». Впоследствии Некрасову неоднократно ставили в упрек не­достаточно внимательное отношение к человеку, сделавше­му «Современник» центром литературной жизни 1840-х гг.

     Со смертью Белинского и усилением охранительских тенденций в цензурной политике после европейских собы­тий 1848 г. «Современник» несколько изменился. Лишив­шись руководства великого идеалиста Белинского, Некра­сов пошел на уступки духу времени. В творчестве Некра­сова также наступает новый период. Попав в круг людей высокого нравственного строя (Чернышевский и Добролю­бов становятся главными деятелями «Современника»), бла­годаря чуткости к происходящему вокруг и способности быстро усваивать настроение и взгляды окружающей сре­ды Некрасов становится поэтом-гражданином. Постепенно расходятся его пути с прежними друзьями, например, с Тур­геневым. Когда в 1866 г. «Современник» был закрыт, Некра­сов арендовал у Краевского «Отечественные записки» и поднял их на ту же высоту, какую занимал «Современник».

     В начале 1875 г. Некрасов тяжело заболел, и вскоре жизнь его превратилась в медленную агонию. Со всех концов России на имя поэта шли письма, телеграммы, приветственные ад­реса. Они поддерживали его, помогая переносить мучения, и стали для него новым стимулом к его творчеству. Напи­санные смертельно больным Некрасовым «Последние пес­ни» по искренности чувства принадлежат к лучшим созда­ниям его музы.

     Некрасов умер 27 декабря 1877 г. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодежь, провожала тело поэта на Новодевичье кладбище в Петербурге. Похороны Некрасова были первым случаем всенародного почтения памяти писателя.

     Определения роли и места Некрасова в истории русской словесности стали предметом горячей полемики в печати. В краткой речи у могилы Некрасова Достоевский поставил его имя рядом с именами Пушкина и Лермонтова, но несколь­ко голосов из толпы прервали его криками: «Некрасов выше Пушкина и Лермонтова!». Противники этих молодых энту­зиастов указывали на то, что Пушкин и Лермонтов были выразителями всего русского общества, а Некрасов — толь­ко части его. Иные с негодованием отвергали саму мысль о параллелях между творчеством поэтов, возвысивших русский стих до совершенства, и «неуклюжим» стихом Некрасова, будто бы лишенным какого бы то ни было художественного значения. Все подобного рода высказывания представляются односторонними. Творчество Некрасова есть результат целого ряда условий, послуживших причиной как его обаяния, так и тех нападок, которым он подвергался и при жизни, и после смерти. Да, с точки зрения изящества стих Некрасова не мо­жет быть поставлен рядом со строками Пушкина и Лермон­това. В числе поэтов демократического направления есть та­кие, чьи стихи с точки зрения поэтической техники стоят гораздо выше, чем стихи Некрасова: Плещеев — изящнее, Ми­наев — истинный виртуоз стиха. Но именно сравнение с теми, кто не уступал Некрасову в «революционной демократично­сти», показывает, что тайна того огромного, до сих пор небывалого влияния, которое поэзия Некрасова оказала на рус­скую литературу, состоит не только в гражданственности. Ис­точник его в том, что, не всегда достигая внешних проявле­ний художественности, Некрасов ни одному из величайших художников русского слова не уступает в силе. Его поэзия ни­кого не оставляет равнодушным и всегда волнует. И если понимать «художественность» как сумму впечатлений, при­водящих к конечному эффекту, то Некрасов — художник: он точно выразил настроения одного из самых замечательных моментов русской исторической жизни. Главный источник силы Некрасова как раз в том, что его литературные против­ники ставили ему в упрек: в его «односторонности». Только эта односторонность гармонировала с напевом «неласковой печальной» музы, к голосу которой Некрасов прислушивался с первых шагов в творчестве. Все люди сороковых в той или иной мере были печальниками горя народного, но когда дух новых времен объявил старому строю жизни беспощадную войну, выразителем нового настроения стал один только Некрасов. Муза «мести и печали» не признает компромиссов. Пускай наполняется ужасом сердце" зрителя — это благоде­тельное чувство: оно служит источником победы униженных и оскорбленных. Некрасов не дает отдыха своему читателю, не щадит его и, не боясь обвинений в преувеличении, в кон­це концов добивается активного сопереживания. Это придает его творчеству весьма своеобразный характер. Несмотря на то что большинство его стихотворений наполнены безрадос­тными картинами народного горя, тон их отнюдь не пессими­стичен. Поэт не пасует перед печальной действительностью, он смело вступает в бой и уверен в своей победе. Поэзия Не­красова пробуждает тот гнев, который в самом себе несет зерно исцеления.

     Картины народного горя не исчерпывают, однако, содер­жание поэзии Некрасова. Первая большая поэма Некрасова «Саша» (1855) открывается великолепным лирическим вступлением — песней радости возвращения на родину. В лице героев поэмы, Агарина и Саши, отмечены существен­ные черты современников, впоследствии получивших раз­витие в романах Тургенева «Рудин» и «Накануне». Написа­ны оригинальным слогом, в народном духе «Коробейники» (1861) и одно из лучших произведений Некрасова «Мороз, Красный нос» — гимн русской крестьянке. Проносящиеся перед взором замерзающей героини яркие картины былого счастья написаны строго выдержанным величавым стилем и великолепным стихом. По своему общему складу примы­кает к поэме «Мороз, Красный нос» и идиллия «Крестьян­ские дети» (1861). Ожесточенный певец горя и страданий совершенно преображался, становился удивительно мягким и нежным в изображении женщин и детей. Написанная в последние годы жизни поэма «Кому на Руси жить хоро­шо» содержит множество поразительной силы и меткости выражений. Лучшее в ней — отдельные вставленные песни и баллады, особенно богата ими последняя часть поэмы — «Пир на весь мир». Конец другой поэмы — «Русские жен­щины» (свидание Волконской с мужем на руднике) — одна из самых трогательных сцен всей русской литературы.

     Лиризм Некрасова возник на благородной почве жгучих и сильных страстей, им владевших, и искреннего сознания своего нравственного несовершенства. До известной степе­ни живую душу Некрасова спасли именно его «вины», о которых он часто говорил, обращаясь к портретам друзей, «укоризненно со стены» смотревших на него. Его нравствен­ное несовершенство давало ему живой и непосредственный источник любви и жажды очищения. Силу призывов Не­красова можно объяснить тем, что он творил в минуты ис­креннейшего покаяния. Ни у кого из наших поэтов покая­ние не играло такую роль, какую играло оно у Некрасова. Поэт побеждал «практического» человека; он чувствовал, что покаяние пробуждает лучшие струны его души, и всецело предавался их зову. Этому покаянию и обязан Некрасов своими лучшими лирическими произведениями, такими как:

Рыцарь на час», «Влас» и великолепное стихотворение Когда из мрака заблужденья я душу падшую воззвал», о котором  с восторгом отзывались даже его недоброжелатели, в частности Аполлон Григорьев. Сила чувства придает не­преходящее значение лирическим стихотворениям Некрасо­ва, и эти стихотворения наравне с поэмами обеспечили ему одно из первых мест в русской литературе.


Теги: биография, Некрасов

Обсуждение статьи / Ваша оценка: