Биографии писателей » Биографии » Дмитрий Мережковский

Дмитрий Мережковский
Дмитрий Мережковский (1866—1941)

     Дмитрий Сергеевич Мережковский родился 2 августа 1866 г. в Петербурге в семье чиновника дворцового ведомства. После окончания гимназии поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Мережковский рано заявил о себе как о поэте: первые его стихи появились в печати, когда ему было только пятнадцать лет. Начиная свой творческий путь в годы, когда в поэзии властвовала атмо­сфера надрывной надсоновской лиры, Мережковский во мно­гом воспринимает эти настроения жизни, «свершающейся на краю всепоглощающей неразличимой бездны небытия, где правит Князь Тьмы». Внимательно вглядываясь в ее цело­стную бесконечность, Мережковский создает свою собствен­ную мистико-религиозную концепцию двойственного харак­тера бездны:

И смерть и жизнь — родные бездны:

Они подобны и равны,

Друг другу чужды и любезны,

Одна в другой отражены.

Ты сам — свой бог, ты сам свой ближний,

О, будь же собственным творцом,

Будь бездной верхней, бездной нижней,

Своим началом и концом.

     Именно в этой двойственности, одновременном единстве и противоборстве видит поэт разгадку «тайны жизни».

     Необходимость озвучить глобальные философские кате­гории вдохновляет поэта на поиск нового поэтического язы­ка, нашедшего отражение в стихах, составивших сборник «Символы» (1892), который дал название новому нарожда­ющемуся течению русской литературы. К числу поэтов, в той или иной степени воплотивших идейно-эстетические прин­ципы нового художественного стиля, принадлежит Д. Ме­режковский. Общие философские предпосылки творчества поэтов-символистов имели известное соответствие в фило­софии Вл. Соловьева.

     Поиски идеала часто выводили символистов за пределы реальных жизненных отношений, за пределы чувственного мира вообще. Так создавался мир отвлеченной грезы, ирра­циональных образов и мистических «откровений».

     В то же время для некоторых представителей группы символическое и мистическое значение приобретал сам факт наступления нового века.

Программными для декадентской поэзии конца века ока­зались некоторые стихотворения Мережковского и среди них знаменитое «Morituri» (1891), в котором поэт писал о своем поколении:

... Весь наш род,

Как на арене гладиатор,

Пред новым веком смерти ждет,

Мы гибнем жертвой искупленья.

Придут иные поколенья.

Но в оный день, пред их судом,

Да не падут на нас проклятья:

Вы только вспомните о том,

Как много мы страдали, братья!

Грядущей веры новый свет,

Тебе от гибнущих привет!

     Мотивы неизбежной гибели, бесплодности всяких надежд и стремлений — вот что в первую очередь характеризует декадентскую поэзию 80-х и 90-х гг.

Грандиозный замысел Мережковского — перекинуть че­рез две бездны «дугою легкий мост железный» — лег в осно­ву развернувшейся в девяностых годах «богоискательской» деятельности Религиозно-философских собраний, одним из вдохновителей и членов-учредителей которых стал Мереж­ковский. Участники собрания вели активный поиск нового религиозного сознания, призванного объединить людей на единой религиозно-нравственной основе.

     Необходимость более полного выражения своих мыслей заставляет поэта все чаще обращаться к прозе. С середины девяностых он работает над трилогией «Христос и Анти­христ», в которую вошли романы: «Смерть богов. Юлиан Отступник» (1896), «Воскресшие боги. Леонардо да Вин­чи» (1901) и «Антихрист. Петр и Алексей» (1905). К Мереж­ковскому приходит слава, его читают, цитируют, переводят на европейские языки. Одновременно он работает над второй большой книгой — двухтомным исследованием «Л. Толстой и Достоевский», вышедшим в свет в 1901 — 1902 гг. В нем Мережковский развивает свою концепцию единства «двух бездн». Толстой — «ясновидец плоти», «язычник» и Достоевский — «ясновидец духа», «христианин», воплощая извечные враждующие начала, тем не менее стремятся к синтезу и рож­дению новой религии.

     Мережковский не принимает революцию и в 1920 г. эмиг­рирует во Францию, продолжая и там сражаться с «Анти­христом, ввергнувшим Россию в бездну». С 1934 г. он издает журнал «Меч». Вместе с женой, 3. Гиппиус, Мережковский организует религиозно-философские вечера «У зеленой лам­пы», на которых не устает повторять: «Мы победим, ибо небо на нашей стороне!».

     В эссе «Вечные спутники Д. Мережковского. Ибсен» он писал: «Мы понимаем трагическую судьбу поколений, обре­ченных рождаться и умирать в эти смутные, страшные су­мерки, когда последний луч зари потух и ни одна звезда еще не зажглась, когда старые боги умерли и новые не родились».

     Поэтическое предвидение собственной судьбы воплоти­лось в строках стихотворения, посвященного судьбам поэтов на Руси:

Их участь — умирать в отчаяньи немом,

Им гибнуть суждено, едва они блеснули,

От злобной клеветы, изменнической пули

Или в изгнании глухом.

     Умер Мережковский в Париже 9 декабря 1941 г.


Теги: биография, Мережковский

Обсуждение статьи / Ваша оценка: