Биографии писателей » Биографии » Иван Крылов

Иван Крылов
Иван Крылов (1769—1844)

     Иван Андреевич Крылов родился в семье бедного армей­ского офицера. Во время восстания Пугачева Андрей Кры­лов — капитан и комендант Яицкого городка отправил семью в Оренбург. Детские впечатления Крылова, эпизоды из биографии его отца послужили А. С. Пушкину важным фактическим источником для написания «Капитанской доч­ки». Как предполагают некоторые исследователи, прообра­зом капитана Миронова во многом послужил капитан Анд­рей Крылов.

     Вскоре после подавления восстания Андрей Крылов вышел в отставку и переехал в Тверь. После смерти отца маленького Крылова, самостоятельно выучившегося грамо­те, зачислили на службу — подканцеляристом в Калязинский земский суд. Началась бедная внешними событиями жизнь юноши, с ранних лет вынужденного служить, чтобы содержать не только себя, но и мать-вдову и младшего бра­та. В 1782 г. Крылов вместе с матерью переезжает в Петер­бург и поступает на службу в Казенную палату, а затем пе­реходит в Горную экспедицию. Вскоре он, всерьез увлекшись театром, подает в отставку. В 1793 г. Крылов покинул Петер­бург, около десяти лет скитался по России, жил в поместьях своих петербургских друзей и покровителей, давал уроки их детям. По воспоминаниям современников, Крылов при­страстился к картам.

     В 1798 г. он поступил секретарем к своему другу-покро­вителю князю С. Ф. Голицыну, который жил в опале в своем киевском имении в селе Казацком. В 1801 г., после смерти Павла I, Голицына назначают генерал-губернатором Риги. Голицын предлагает Ивану Андреевичу должность при ге­нерал-губернаторе. Крылов соглашается вернуться на госу­дарственную службу и уезжает в Ригу к Голицыну. Но че­рез два года Крылов снова подает в отставку. Он едет в Москву, затем в Петербург, где его принимает под свое по­кровительство А. Н. Оленин, один из образованнейших лю­дей эпохи Александра I, директор Публичной библиотеки. По протекции Оленина Крылов наконец-то находит себе службу по душе: он становится библиотекарем. В этой дол­жности Крылов прослужил двадцать девять лет, почти до самой смерти.

     Не получив систематического образования, Крылов с дет­ства много читал и рано начал писать сам. В 14 лет, приехав в Петербург, он написал либретто комической оперы «Ко­фейница», по мотивам сатирического очерка Новикова. Либ­ретто приняли, Крылов попал в мир театра и сразу же стал объектом закулисных интриг, поэтому постановка оперы в конечном итоге не состоялась. Однако Крылов не терял надежду увидеть свои пьесы на сцене: он написал две тра­гедии (до нас дошла одна — «Филомела», 1786), две коми­ческие оперы — «Бешеная семья» (1786) и «Американцы» (1788) и две комедии — «Сочинитель в прихожей» (1786) и «Проказники» (1788). Ни одна из пьес, однако, не была поставлена. Крылов отошел от драматургии и решил по­пробовать себя в прозе. В 1789 г., продолжая традиции Новикова, он начинает издавать журнал «Почта духов». Из­бранная форма — письма духов, свободно проникающих во все дома и сообщающих в отчетах волшебнику Маликуль-мульку о всем увиденном и услышанном в мире людей. Духи описывали всевозможные человеческие слабости, пороки, ув­лечения — это была критика нравов и социального строя. «Письма духов» вызывали восхищение, гнев, раздражение и страх перед проницательным глазом и метким словом молодого Крылова. Как ни парадоксально, но именно «По­чте духов» обязан Крылов тем, что среди его друзей появи­лись знатные и высокопоставленные особы. Крылов при­надлежал к тому типу сатириков, с которыми опасно было враждовать. Уже тогда он умел выставить своего противника на всеобщее посмешище таким образом, что все узнава­ли сразу, о ком идет речь; жертве же сатиры Крылова оста­валось только улыбаться и делать вид, что к нему данный персонаж никакого отношения не имеет. Такова сила эзопо­ва языка. И впоследствии никто не отважился упрекать Крылова, уже баснописца. А как его упрекнешь? Не ска­жешь же: «Иван Андреевич, зачем же вы этого осла с меня писали?» или «Вы меня оскорбляете, Мартышка перед зер­калом — моя законная супруга!»

     В те же годы Крылов пишет несколько лирических стихо­творений и пробует силы в жанре басни. Журнал И. Г. Рах­манинова «Утренние часы» (1780—1789) публикует несколь­ко его стихотворений и четыре басни. Но затем Крылов вновь возвращается к прозе и журнальной работе. В 1792 г. Крылов, П. А. Плавильщиков (актер и драматург), И. А. Дмитревский (крупнейший русский актер и переводчик) и А. И. Клушин организовали собственную типографию на паях — «Крылов с товарищи», открыли книжную лавку и приступили к изда­нию журнала «Зритель». В «Зрителе» Крылов напечатал не­сколько произведений, в частности «восточную» повесть «Каиб» — памфлет, обличающий «язвы современного строя», социальные проблемы времен Екатерины I. Резкую критику крепостного права содержала его «Похвальная речь в память моему дедушке, говоренная его другом в присутствии его при­ятелей за чашею пунша». В 1793 г. Крылов и Клушин стали издавать новый журнал — «Санкт-Петербургский Меркурий», но политические обстоятельства складывались неблагоприят­но. В 1792 г. был арестован и заключен в Шлиссельбургскую крепость Новиков. Тогда же по распоряжению императрицы был произведен обыск в типографии Крылова. Полиция искала рукописные сочинения издателей, и в частности сочи­нение Крылова «Мои горячки», которое готовилось к печа­ти. (Сочинение до нас не дошло.) Журнал был закрыт, Клушин и Крылов удостоились беседы с императрицей с глазу на глаз — государыня проявила заботу о молодых дарованиях, которые нуждались в мудром руководстве. После этого Клушин получил стипендию и был отправлен за границу для дальнейшего образования, а Крылов начал свои скитания по провинциальным поместьям.

     В 1800 г. в имении князя Голицына Крылов пишет шуто-трагедию «Подтипа» («Трумф»), удивительно смешную и удивительно злую сатиру на классическую трагедию, на рос­сийское самодержавие, на глупость, трусость и пошлость. «Подшила» была поставлена в домашнем театре Голицына, и главного героя, прусского принца Трумфа, желающего за­воевать право на руку и сердце царевны Подтипы, сыграл сам Иван Андреевич. Впервые пьеса была издана лишь в 1859 г. в Берлине.

     В начале XIX века Крылов вновь вернулся к драматур­гии и написал две сатирические комедии — «Модная лав­ка» (1806) и «Урок дочкам» (1807), имевшие успех у зри­телей. С 1805 г. все силы Крылов отдает басенному жанру. «Мы не знаем, что такое Крылов», — как-то сказал о бас­нописце Пушкин.

     И действительно, Крылов — личность почти мифическая в русской литературе и культуре в целом. В мире, пожалуй, было всего три  таких  мудреца: греческий раб-баснописец Эзоп,  французский дворянин Лафонтен и наш российский «дедушка Крылов». Собрание басен Крылова Гоголь назвал «книгой мудрости самого народа». Басни Крылова знали не только в России: еще при жизни автора многие из них были переведены на западноевропейские языки и завоева­ли популярность во Франции, в Германии, в Англии.


Теги: биография, Крылов

Обсуждение статьи / Ваша оценка:
Советуем почитать: