Биографии писателей » Биографии » Алексей Кольцов

Кольцов, Алексей Васильевич

img
  • Дата рождения: 3 (15) октября 1809
  • Место рождения: Воронеж, Российская империя
  • Годы творчества: 1825—1842
  • Жанр: Стихотворения
  • Наиболее известные произведения

    Стиховторения:

    Тоска о милом
    Прямое счастие
    Послание Якову Яковлевичу Переславцеву
    Свидение

Алексей Кольцов (1809—1842)

     Алексей Васильевич Кольцов, сын прасола-торговца Василия Кольцова, родился в 1809 г. в Воронеже. По воле отца он должен был продолжить торговое дело и остаться человеком малообразованным: после двух лет обучения в уездной школе прасол забрал сына домой и начал приоб­щать к делам торговли. Много времени юный Алексей про­водил в разъездах, передвигаясь по степи с гуртами скота; судьба сводила его с разными людьми и надолго оставляла один на один с природой. Мир России: ее раздольные степи, вольные, лихие и подневольные люди, их песни — весь строй народной жизни, непосредственным участником которой был Кольцов, пробудил в душе молодого человека поэтические чувства. Алексей Кольцов — талантливейший поэт-самоучка впервые узнал, что такое стихи, лишь в шестнадцать лет. Не имея возможности продолжить образование, он постигал законы стихосложения без чьей-либо помощи и втайне от остальных членов своей семьи. В 1830 г. в Воронеже нахо­дился московский философ и поэт Станкевич. Встреча с ним помогла Кольцову утвердиться в своем призвании. По воз­вращении в Москву Станкевич опубликовал одну из песен Кольцова в «Литературной газете». Это послужило поводом для поездки начинающего поэта в Москву (поездки моло­дого Кольцова по столичным городам, как правило, были связаны с поручениями старшего Кольцова, собственные денежные средства Алексея всегда были скудны, точнее, их не было совсем — экономически Кольцов целиком и пол­ностью зависел от отца, поэтому оставить торговлю и занять­ся литературой профессионально он никогда не имел возможности). В Москве у Кольцова появляется друг, один из лучших в России наставников в литературе — Виссарион Григорьевич Белинский. Вскоре благодаря помощи друзей-литераторов, в основном членов кружка Станкевича, Алек­сею Кольцову удалось издать сборник стихов. В 1836 г. в Петербурге произошла еще одна важная для Кольцова встреча — он познакомился с А. С. Пушкиным, который был очень приветлив с ним. Одно из стихотворений Кольцо­ва — «Урожай» спустя некоторое время Пушкин напечатал в «Современнике».

     Но чем больше времени Кольцов посвящал поэзии, тем жестче и строже становилась к нему семья. Постепенно в глазах домашних он превратился в непутевого, не способ­ного к настоящему делу изгоя. Кручина ли, вечная неволя или безответная любовь одолела молодого поэта, но вскоре у него открылась чахотка, и он скончался в возрасте три­дцати трех лет.

Иль у сокола

Крылья связаны,

Иль пути ему

Все заказаны?

(«Дума сокола»)

     Поэтическое дарование Алексея Кольцова развивалось одновременно с талантом Лермонтова, и оба они ознамено­вали собой начало нового этапа в развитии русской поэзии. «То были, — писал Герцен, — два мощных голоса, доносив­шиеся с противоположных сторон». Действительно, поэзия Кольцова, органически связанная с народным творчеством, несла в себе новые принципы художественного осмысления крестьянского труда и быта и абсолютно тождественные ее содержанию новые средства поэтического изображения. Уже в первом сборнике стихотворений Кольцова (1835) открыва­ется подлинный мир крестьянской жизни. «По крайней мере, — утверждал Белинский в своей статье о Кольцове, — до сих пор мы не имели никакого понятия об этом роде народной поэзии, и только Кольцов познакомил нас с ним».

     Дальнейший идейный и художественный рост Кольцова был непосредственно связан с передовыми течениями об­щественной мысли и литературы тех лет. Осваивая народ­но-песенные традиции и опираясь на поэтические достиже­ния современников, Кольцов сумел приобрести свой собствен­ный голос, свои приемы поэтического мастерства. Вольно­любивые произведения Пушкина углубляют в Кольцове те настроения неудовлетворенности действительностью, кото­рые обнаруживаются в его творчестве еще в конце 1820-х гг. Кроме Пушкина на молодого поэта оказывают воздействие и такие поэты, как Дельвиг, Вяземский, Глинка. По-своему сочувствовал Кольцов и Веневитинову в его затаенной тос­ке по «хорошему» и «высокому», и гражданской позиции Рылеева.

     Вершиной творческих достижений Кольцова являются созданные им песни. Исключительное проникновение в са­мые глубины народного духа и народной психологии по­зволило Кольцову раскрыть в своих песнях «все хорошее и прекрасное, что как зародыш, как возможность живет в на­туре русского селянина». Тема труда и воли заняла веду­щее место в творчестве Кольцова («Песня пахаря», 1831, «Косарь», 1836, «Стенька Разин», 1838, «В непогоду вихрь», 1839, «Дума сокола», «Так и рвется душа», 1840).

     Новаторство Кольцова явственно обнаруживается и в песнях, повествующих о тяжелых условиях жизни крестья­нина. Более того, в ряде его стихов на эту тему уже намеча­ются те тенденции, которые впоследствии будут характерны для поэтов-демократов 1860-х гг. Особенно примечательны в этом отношении песни Кольцова «Горькая доля» (1837), «Раздумье селянина» (1837), «Перепутье» (1840), «Доля бед­няка» (1841) и др.

     Высоким гражданским пафосом, глубокой скорбью, вызван­ной смертью Пушкина, окрашено стихотворение «Лес» (1837). Оно достойно сравнения с лермонтовским «На смерть поэта» и не уступает последнему ни в смелости, ни в глубине, ни в образности. Достаточно вспомнить имеющиеся в кольцовских стихах сравнения тех сумрачных лет с «осенью черной» и «ночью безмолвной» или вчитаться в такую строфу:

Одичал, замолк...

Только в непогодь

Воешь жалобу

На безвременье, —

чтобы почувствовать в полной мере смелость вызова, бро­шенного поэтом официальной правительственной России. Примечательна по своей точности и характеристика тех низких интриг, которые явились непосредственным поводом гибели великого поэта:

Сняли голову —

Не большой горой,

А соломинкой...

     Особого внимания заслуживают в творчестве Кольцова семейно-бытовые песни и любовная лирика. В них с пре­дельной искренностью раскрыт внутренний мир простой рус­ской женщины, правдиво переданы тяготы женской доли в патриархальной крестьянской среде. Реалистический показ семейных отношений определил собой и художественные особенности кольцовских песен, их тесную связь с народ­ным поэтическим творчеством, в частности с семейно-бытовой народной лирикой. С особенной силой эта связь про­явилась в разработке Кольцовым одной из исконных тем народно-песенной поэзии — темы подневольной жизни с «постылым» мужем, вечной темы свадебного плача невес­ты. «Раздирающая душу жалоба нежной женской души, — как писал Белинский, — осужденной на безвыходное стра­дание», слышится в песнях Кольцова:

Не расти траве

После осени,

Не цвести цветам

Зимой по снегу!

(«Ах, зачем меня...», 1838)

     Любовная лирика Кольцова — это поэзия радости, вос­торженного преклонения перед духовной и физической кра­сотой человека. Восхищение любимой порождает и замеча­тельные по своей художественности сравнения:

Пусть пылает лицо

Как  по утру заря...

Как весна хороша

Ты невеста моя!

(«Последний поцелуй», 1838)

     Удивительно красивое и светлое чувство воспето Кольцо­вым. Герои его песен любят от всего сердца. Не случайно сборник стихов Кольцова Н. Г. Чернышевский назвал книгой «любви чистой», книгой, в которой «любовь — источник силы

и деятельности».

     Любовные песни Кольцова выделяются и своим особым задушевным лиризмом, изумительным подчас воспроизведе­нием" интимных человеческих чувств. Такие произведения поэта, как «Пора любви» (1837), «Грусть девушки» (1840), «Разлука» (1840), «Не скажу никому...» (1840) и др., были подлинно новым словом в любовной лирике тех лет.

     Народность поэзии Кольцова находит выражение не толь­ко в правдивом показе действительной жизни, но и в разра­ботке художественных средств. Песни Кольцова, писал Бе­линский, «представляют собой изумительное богатство са­мых роскошных, самых оригинальных образов в высшей сте­пени русской поэзии. С этой стороны, язык его столько же удивителен, сколько и неподражаем».

     Художественное наследие Кольцова было особенно доро­го Н. А. Некрасову, в творчестве которого многие темы по­лучили дальнейшее развитие. Кольцовские традиции явствен­но ощутимы и в творчестве других поэтов демократическо­го лагеря — И. С. Никитина, И. С. Сурикова...

     Особенно большую и плодотворную роль сыграл Коль­цов в художественном развитии Сергея Есенина. В стихо­творении «О Русь, взмахни крылами...» поэт прямо пишет о себе как о последователе Кольцова.

     Темы, мотивы и образы Кольцова нашли широкое отра­жение в произведениях Глинки, Варламова, Гурилева, Дарго­мыжского, Балакирева, Римского-Корсакова, Мусоргского, Рубинштейна, Рахманинова, Гречанинова, Глазунова и мно­гих других творцов классической русской музыки.


Теги: биография, Кольцов

Обсуждение статьи / Ваша оценка:
Фотографии писателя (Развернуть)

Алексей Кольцов