Биографии писателей » Биографии » Василий Каменский

Василий Каменский
Василий Каменский (1884—1961)

     Василий Васильевич Каменский родился 5 (17) апреля 1884 г. на пароходе, плывшем по р. Каме, близ г. Перми. Его отец служил штейгером (управляющим) уральских золотых приисков, владельцами которых были графы Шуваловы. В пять лет мальчик осиротел, жил у родственников в Перми, закончил церковноприходскую школу и уездное училище. В 16 лет получил должность конторщика в бухгалтерии Пермской железной дороги. Пробовал себя в журналистике (писал заметки в «газету «Пермский край» под псевдони­мом Посетительский). В 1902 г. пошел в актеры, выступал на провинциальной сцене под новым псевдонимом — В. В. Васильковский. В 1903 г. увлечение театром привело его в труп­пу Мейерхольда, который спустя некоторое время посове­товал Каменскому оставить сцену и заняться литератур­ным творчеством. Каменский вернулся на Урал, работал на товарной станции Нижнетагильского металлургического за­вода. За участие в политической стачке 1906 г. был арестован. Затем он отправился за границу — посетил Стамбул и Теге­ран, затем (в том же 1906 г.) приехал в Петербург, сдал экза­мены на аттестат зрелости при Васильевской гимназии и поступил на сельскохозяйственные курсы.

     В 1908 г. Каменский знакомится с литературным миром Петербурга. Его  привлекает новаторство В. Хлебникова; он берет уроки живописи у Д. Бурлюка. В 1910 г. вместе с Бурлюком, Хлебниковым, Маяковским и другими участву­ет в создании литературной группы «кубофутуристов» и издании первого сборника «Садок судей». К этому же вре­мени относится его увлечение авиацией — Каменский ста­новится одним из первых русских летчиков. В начале 1911 г. Каменский приобрел в собственность моноплан, начал регу­лярно тренироваться и в марте отправился в Париж к авиа­тору и мастеру авиастроения Л. Блерио. Вернувшись в Рос­сию, он после серии удачных полетов на Урале и на юге страны получил диплом пилота-авиатора. В 1912 г. совер­шил турне по России и Польше, во время которого читал лекции об авиации и, естественно, демонстрировал возмож­ности нового средства передвижения — своего моноплана («Блерио XI»). 29 апреля 1912 г. Каменский попал в авиакатастрофу и остался жив. На этом его карьера авиатора закончилась. Однако именно благодаря своим «авиагастро­лям» Каменский заработал небольшое состояние, позволив­шее ему приобрести землю и построить усадьбу неподалеку от Перми, на р. Каменке. Его увлечение техникой и машиностроением в дальнейшем проявлялось не раз, уже через год после крушения моноплана Каменский сам сконструи­ровал глиссер и путешествовал на нем по р. Каме.

     В 1913—1914 гг. Каменский вместе с Бурлюком и Маяковским совершает поездки по России с чтением лекций, докладов, стихов. В 1915 г. выходит «привольный роман» Каменского «Стенька Разин» (1916; 2-е изд. под названием «Степан Разин», 1918), проникнутый романтическим вольнолюбием.

     Поэтика ранних лирических стихов Каменского (сбор­ники «Танго с коровами», «Железобетонные поэмы» (1914), «Девушки босиком» (1917), «Звучаль веснянки» (1918)) отражает футуристические воззрения их автора. Они насы­щены безудержным словесным и синтаксическим экспериментаторством, творческими интерпретациями городского и сельского фольклора. Поэма «Цувамма» (1920) почти сплошь написана «заумным» языком, требующим подчас дешифровки профессионала-языковеда. Но и здесь звучат характерные для позднейшей лирики Каменского ноты: детски беспечное упоение радостью бытия, восторг перед «простыми», биологическими истоками жизни и «солнцевейными радостями».

     В лирико-созерцательных поэмах 1920-х гг. («Встреча с миром», «Зажигатель планет», «Осень червонная», «Гимн 40-летним юношам», «Поэма о Каме» и др.) прежнее сти­хийно-радостное отношение к жизни сочетается с оптими­стическим приятием нового, советского мира, в котором Ка­менский сумел увидеть созидательное начало. Правда, сти­хи, посвященные собственно советскому строительству («Волховстрою», «ЗАГЭСУ», «Топор», «Паровоз Октября», «Юность советская»), страдают напыщенностью и отвлечен­ным риторизмом.

     Главными произведениями Каменского справедливо счи­таются три его поэмы о вождях крестьянских восстаний: «Стенька Разин» (1912 — 1920), «Емельян Пугачев» (1931), «Иван Болотников». Своим любимым героям Каменский придавал черты былинно-песенных удалых богатырей. На­род выступал в его поэмах как могучая, но стихийная, не­обузданная сила. Кричащая пестрота красок, подчеркнутый языковой натурализм и примитивизм, вольный стих-выкрик и стих-песня призваны были передать стихийный напор крестьянского бунта.

     Кроме стихов Каменский написал книгу очерков «Лето на Каменке» (1927), авантюрно-философскую повесть «27 приключений Хорта Джойса» (1924), а также ряд авто­биографических и мемуарных книг: «Его — моя биография великого футуриста» (1918), «Путь энтузиаста» (1931), «Жизнь с Маяковским» (1940).


Теги: биография, Каменский

Обсуждение статьи / Ваша оценка: