Биографии писателей » Биографии » Михаил ЗЕНКЕВИЧ

Михаил ЗЕНКЕВИЧ

Михаил ЗЕНКЕВИЧ (1891 — 1973)

     Михаил Александрович Зенкевич родился 9 (21) мая 1891 г. в семье преподавателя земледельческого училища, в с. Николаевский Городок Саратовской губернии. После окон­чания саратовской гимназии поступил на юридический фа­культет Петербургского университета, который окончил в  1915 г.  Кроме того получил философское образова­ние в Венском университете. Во время учебы в Вене в 1900-х гг. близко сошелся с будущим историком и филосо­фом Г. П. Федотовым, который в те годы исповедовал соци­ал-демократические идеи. Влияние российских социал-демо­кратов во многом определило мировоззрение молодого Зен­кевича,   нашло отражение в его поэтических произведени­ях. Не случайно его первые стихи «Казнь» и «Потемкин» посвящены двум драматическим эпизодам первой русской революции, взволновавшим всю прогрессивную обществен­ность России: казни лейтенанта П. П. Шмидта и восстанию на броненосце «Потемкин». В 1909 г. Зенкевич встречается с Н. С. Гумилевым, и вскоре его стихи появляются на стра­ницах журнала «Аполлон». Творческие поиски и идейно-эстетические принципы    будущего главы акмеистов близ­ки Зенкевичу. В 1911г. Зенкевич входит в группу «Цех поэтов» и становится одним из самых активных пропаган­дистов нового течения. Одним из первых сборников, выпу­щенных «Цехом поэтов», становится сборник Михаила Зен­кевича «Дикая порфира» (СПб.,  1912). Кроме Гумилева большое влияние на формирование творческой индивиду­альности молодого поэта оказал В. Брюсов, его «державинская торжественность и бодлеровский пафос» (Г. Чулков). Уже в «Цехе поэтов» Зенкевич сближается с Владимиром Нарбутом, и вплоть до смерти последнего они остаются друзьями и творческими единомышленниками — «левым флангом акмеизма», по выражению самого Зенкевича. «Намагниченный Нарбут» (В. Б. Шкловский) увлек Зенке­вича поэтикой натурализма. Откровенный физиологизм при­сущ его стихам «Посаженный на кол» и «Смерть лося». По замыслу Зенкевича, эти два стихотворения должны были войти в сборник   «Под мясной багряницей». Но на­чавшаяся первая мировая война помешала осуществлению замысла. Более актуальной для Зенкевича становится тема Родины — России (сборник «Четырнадцать стихотворе­ний»,   Пг., 1918).

     Поэзия Зенкевича 1911 —1918 гг. вызывала противоречи­вые суждения литературных критиков. В. Брюсов весьма прохладно откликнулся на поэтические новации «левофлан-говцев», а вот Г. П. Федотов дал поэзии своего венского друга весьма высокую оценку: «Главной большой темой по­эта является материя ...косность ее, груз веков, лежащих на всем мире и давящих наше сознание каждую минуту... Он счастливо сумел ввести в поэзию элемент научности, чего не мог, между прочим, сделать В. Брюсов».

     После революции Зенкевич участвует в гражданской вой­не на стороне Красной Армии. События первой мировой и гражданской войн косвенно способствовали появлению но­вой темы в творчестве Зенкевича — темы машины, ее враж­дебной человеку «физиологии», одновременно механической, бездушной и поистине демонической.

     В 1918—1922 гг. популярность поэзии Зенкевича дости­гает своего апогея, у него появляется множество подражате­лей в разных городах России. Многие определяют его как своего рода предтечу имажинистов.

     После расстрела Н. С. Гумилева Зенкевич переводит десять стихотворений А. Шенье и посвящает их памяти сво­его погибшего друга. В собственном творчестве Зенкевича после этого происходит определенный перелом: все боль­ше и больше он уделяет внимание литературному перево­ду, критике, все меньше печатает своих собственных стихо­творений. Интенсивная творческая работа и публикация сразу многих книг во второй половине 1920 —начале 1930-х гг. кажутся бурным монологом поэта перед долгим периодом молчания, длившимся более тридцати лет. Последний сбор­ник его произведений — «Набор высоты» вышел в Моск­ве в 1937 г.

     Михаил Александрович Зенкевич прожил долгую жизнь, ему было суждено пережить всех своих друзей-акмеистов, многие из которых погибли в годы сталинских репрессий. Особенно тяжело пережил он арест и гибель своего творчес­кого единомышленника Владимира Нарбута. За несколько лет до смерти Зенкевич написал о нем очерк «Владимир Нар­бут». Скончался М. А. Зенкевич 16 сентября 1973 г. в Москве.


Теги: биография, Зенкевич

Обсуждение статьи / Ваша оценка: