Биографии писателей » Биографии » Б » Иван Бунин

Иван Бунин

Бунин Иван Алексеевич (1870-1953) - проза­ик, поэт, переводчик.

Иван Алексеевич Бунин — замечательный русский писа­тель, поэт и прозаик, человек большой и сложной судьбы. Родился он в Воронеже в обе­дневшей дворянской семье. Детство прошло в деревне. Рано познал он горечь беднос­ти, заботы о куске хлеба.

В юности писатель пере­пробовал много профессий: служил статистом, библиотека­рем, работал в газетах.

Семнадцати лет Бунин на­печатал свои первые стихи и с этого времени навсегда связал свою судьбу с литературой.

Судьба Бунина отмечена двумя не прошедшими для него бесследно обстоятельствами: будучи дворянином по происхождению, он не получил даже гимназического об­разования, а после ухода из-под родного крова никогда не имел своего дома (отели, частные квартиры, жизнь в гостях и из милости, всегда временные и чужие пристанища).

В 1895 году он приехал в Петербург, а к концу про­шлого века был уже автором нескольких книг: «На край света» (1897), «Под открытым небом» (1898), художествен­ного перевода «Песни о Гайавате» Г.Лонгфелло, стихов и рассказов.

Бунин глубоко чувствовал красоту родной природы, превосходно знал быт и нравы деревни, ее обычаи, тради­ции и язык. Бунин — лирик. Его книга «Под открытым небом» — лирический дневник времен года, от первых признаков весны до зимних пейзажей, сквозь которые проступает близкий сердцу образ родины.

Рассказы Бунина 1890-х годов, созданные в традициях реалистической литературы XIX века, открывают мир де­ревенской жизни. Безжалостно правдиво автор рассказы­вает о жизни интеллигента-пролетария с его душевными смутами, об ужасе бессмысленного прозябания людей «без роду-племени» («Привал», «Танька», «Вести с родины», «Учитель», «Без роду-племени», «Поздней ночью»). Бунин считает, что с утратой жизнью красоты неизбежна утрата и ее смысла.

В рассказе «Антоновские яблоки» (1900) впервые в столь определенной форме выявился взгляд Бунина «на быт и душу русских дворян» как на те же, «что и у мужика». Горький восхищался поэтичностью рассказа: «Это — хоро­шо. Тут Иван Бунин, как молодой бог, спел. Красиво, сочно, задушевно».

Бунин дружил с Горьким, и в знак этой дружбы он посвятил Горькому поэму «Листопад» (1900).

Наибольшую известность Бунину принесли его суро­вые реалистические повести и рассказы «Деревня», «Весе­лый двор», «Ночной разговор», «Суходол» и др.

В повести «Деревня» (Бунин называл ее также и рома­ном) автор нарушил традицию «розового» народолюбия, показал новый тип народной, крестьянской, «земляной личности». Бунинская деревня по своей духовной и жиз­ненной силе не только не плодоносна, но и обречена на самораспад — экономический и религиозный. Автор пока­зал правдивые картины упадка, обнищания и одновремен­но обострения социальных конфликтов в дореволюцион­ной деревне.

Писатель на протяжении своей долгой жизни объездил много стран Европы и Азии. Впечатления от этих поездок послужили материалом для его путевых очерков («Тень птицы», «В Иудее», «Храм Солнца» и другие) и рассказов («Братья» и «Господин из Сан-Франциско»). 

Октябрьскую революцию Бунин не принял решитель­но и категорически, отвергая как «кровавое безумие» и «повальное сумасшествие» всякую насильственную попыт­ку перестроить человеческое общество. Свои чувства он отразил в дневнике революционных лет «Окаянные дни» — произведении яростного неприятия революции, опублико­ванном в эмиграции.

В 1920 году Бунин выехал за границу и в полной мере познал участь писателя-эмигранта.

Стихов в 20—40-е годы было написано мало, но среди них лирические шедевры — «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...», «Михаил», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...», «Петух на церковном кресте». Вышедшая в 1929 году в Париже книга Бунина-поэта «Избранные стихи» утвердила за автором право на одно из первых мест в русской поэзии.

В эмиграции написано десять новых книг прозы — «Роза Иерихона» (1924), «Солнечный удар» (1927), «Божье дерево» (1930) и др., и в том числе повесть «Митина любовь» (1925). Эта повесть о власти любви, с ее трагичес­кой несовместимостью плотского и духовного, когда само­убийство героя становится единственным «избавлением» от обыденности жизни.

В 1927—1933 годах Бунин работал над своим самым крупным произведением — «Жизнь Арсеньева». В этой «вымышленной автобиографии» автор восстанавливает прошлое России, свое детство и юность.

Произведения Бунина эмигрантской поры построены на русском материале, окрашены в ностальгические тона.

В 1933 году Бунину была присуждена Нобелевская премия «за правдивый артистичный талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский ха­рактер».

К концу 30-х годов Бунин все больше ощущает тоску по Родине. С болью переживал он события на родине во время Великой Отечественной войны, радовался успехам и победам советских и союзных войск. С огромной радостью встретил победу.

В эти годы Бунин создает рассказы, вошедшие в сбор­ник «Темные аллеи», рассказы только о любви. Этот сбор­ник автор считал самым совершенным по мастерству, особенно рассказ «Чистый понедельник». 

В послевоенные годы Бунин доброжелательно отно­сился к Советскому Союзу, но так и не смог смириться с общественно-политическими переменами в стране, что и помешало ему вернуться в СССР.

В эмиграции Бунин постоянно перерабатывал свои уже опубликованные сочинения. Незадолго до смерти он просил печатать его произведения только по последней авторской редакции.


Теги: биография, Бунин

Обсуждение статьи / Ваша оценка: