Биографии писателей » Биографии » Сергей Городецкий

Сергей Городецкий

Сергей ГОРОДЕЦКИЙ (1884—1967)

     Сергей Митрофанович Городецкий родился в Петербур­ге. Отец его, чиновник земского отдела Министерства внут­ренних дел, из дворян, был литератором-этнографом, худож­ником-самоучкой. Городецкий учился на историко-филоло­гическом факультете Петербургского университета, где по­знакомился с Блоком, оценившим первые опыты молодого поэта. В 1907 г. вышли две первые поэтические книги Го­родецкого: «Ярь», созданная под впечатлением песен, игр и хороводов крестьян Псковщины, и «Перун». В них широко используются диалектные слова и выражения — одно из главных средств обновления «застоявшегося словесного обихода». В «Яри», по словам поэта, сказалось «упоение вес­ной, солнечная, беспричинная, полузвериная радость бытия». Обработки языческой — общеславянской и финской — мифологии Городецкий использует и в книгах «Дикая воля» (1908), «Русь» (1910). Творческая программа С. Го­родецкого, отчетливо выявленная в книгах «Русь», «Ярь», раскрывает представление «о космической судьбе человека, месте его во вселенной и главных этапах мировой его жизни, т. е. рождении, любви и смерти». Характерен для этих сти­хов образ Ярилы — языческого божества древних славян, олицетворявшего солнце и плодородие. В сюжетах мифов о Яриле, Барыбе, Перуне, Светозаре, Стрибоге Городецкий ищет проявление вечных, изначальных законов бытия че­ловека и жизни природы. Поэт рисует непрерывную борь­бу в природе, возрождение жизни ценой кровавой жертвы, звериной схватки и в конце концов торжество жизненных сил —хмельную радость победы.

     Созданные Городецким живописные образы, идущие от старинных легенд и сказаний и чем-то напоминающие жи­вопись Рериха и скульптуру Коненкова, звонкие и резкие краски, стремительные ритмы получили высокую оценку современников, в частности Блока, Брюсова, Белого.

     На раннем этапе своего творчества Городецкий примкнул к символистам, печатался в их журналах. В 1909 г. он высту­пил одним из организаторов «Цеха поэтов». Эта группа, про­существовавшая до 1917 г., получила название акмеистов. Выступив в № 1 журнала «Аполлон» совместно с Н. Гуми­левым («Наследие символизма и акмеизм»), Городецкий (статья «Некоторые течения в современной русской литера­туре») становится, по выражению Брюсова, «вторым осново­положником акмеизма». Акмеисты выступали против при­страстия символистов к туманной мистике и усложненной зыбкой метафоричности. Они хотели утвердить поэзию «зем­ную», материально-чувственную, ясную предметность худо­жественного образа и языка. «Символизм, в конце концов, заполнив мир «соответствиями», обратил его в фантом, важ­ный лишь постольку, поскольку он сквозит и просвечивает иными мирами, и умалил его высокую самоценность. У ак­меистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепе­стками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подоби­ями с мистической любовью или чем-нибудь еще».

     Свои теоретические концепции Городецкий наиболее очевид­но выразил в книгах «Ива» (1913) и «Цветущий посох» (1914), призванных прояснить смысл творческих принципов акмеизма. Но акмеизм лишь частично подновил эстетическую систему символизма, что впоследствии признавал и Городецкий.

     Социальные мотивы появились уже в первых книгах по­эта. Рядом с «ярильскими песнями» звучит тема «подвальных окон», быта городских окраин, «подавленного, глухого стра­дания, не имеющего выхода». В стихотворениях «На массов­ку» (1907), «Нищая» (1909) возникают мотивы, получившие свое развитие в творчестве Городецкого в 1916—1917 гг. ив первых послереволюционных сборниках: «Ангел Армении» (1918), «Серп» (1921), «Грань» (1928). В 1920-х гг. Городец­кий выступает как публицист (статьи «Разложение интел­лигенции», «Литература и революция»). С середины 1920-х гг. он пишет в основном прозаические произведения, в том чис­ле критические статьи о творчестве русских поэтов и лите­раторов. В годы Великой Отечественной войны он выпустил сборник «Думы» (1942), куда вошли произведения патрио­тической направленности. В последние годы жизни Городец­кий много работал в области оперной драматургии: создавал оригинальные либретто, а также перерабатывал и переводил классические. Кроме того, он переводил на русский язык сти­хи славянских поэтов.


Теги: биография, Городецкий

Обсуждение статьи / Ваша оценка: