Биографии писателей » Биографии » Зинаида Гиппиус

Зинаида Гиппиус
Зинаида Гиппиус (1869—1945)

     Зинаида Николаевна Гиппиус родилась в 1869 г. в г. Белеве. Русская писательница, критик, поэтесса, жена Дмитрия Мережковского, она стала одним из идеологов и последо­вателей декадентства в русской литературе.

В 1888 г. Гиппиус опубликовала первые стихи в «Север­ном вестнике», вокруг которого группировались петербург­ские символисты старшего поколения. В 1903 — 1904 гг. вместе с Мережковским и Философовым участвовала в из­дании литературного журнала «Новый путь». В стихах Гиппиус слышится проповедь чувственной любви в сочетании с мотивами религиозного смирения, страхом смерти и тлена, с одной стороны, и поистине «ницшеанским» эгоцентриз­мом — с другой («Люблю я себя, как бога)».

     Пробовала себя поэтесса и в драматургии: в 1908 г. в соавторстве с Мережковским и Философовым Зинаида Гип­пиус создает пьесу «Маков цвет», а в 1916 г. пишет самосто­ятельно пьесу «Зеленое кольцо».

     3. Гиппиус также автор многих прозаических произве­дений (в 1910-х гг. она выпустила несколько сборников рас­сказов и написала романы «Чертова кукла», 1911, «Роман-царевич», 1913, и др.), имевших в свое время достаточно скандальную славу, как, впрочем, и ее стихи, и ее салоны. «Наряду и наравне с Гиппиус "для себя", с ее утаенными индивидуальными исканиями, устремлениями, сомнениями и разуверениями, жила и активно выражала себя Гиппиус "для других" — та ипостась ее существа, которая была до­ступна для обозрения многим. Постепенно в сознании со­временников складывался образ "петербургской Сафо" (по выражению Александра Бенуа) — манерной и претенциоз­ной поэтической "мэтрессы", дерзкой нарушительницы бы­товых и моральных устоев; рождался миф об утонченной, недоброй и язвительной "даме с лорнетом", вокруг кото­рой возникали самые разноречивые и очень часто совсем далекие от реальности слухи и легенды».

     Среди своих современников «декадентская мадонна» Зинаида Гиппиус пользовалась репутацией талантливой, экс­травагантной женщины: «Вся она была вызывающе «не как все»: умом пронзительным еще больше, чем наружностью. Судила 3. Н. обо всем самоуверенно-откровенно, не счита­ясь с принятыми понятиями, и любила удивить суждени­ем «наоборот»». К ее мнению прислушивались, но за дер­зость суждений многие недолюбливали. Как литературный критик Гиппиус (критические ее работы печатались под псевдонимом Антон Крайний) была последовательной и принципиальной защитницей символизма, она не желала признавать его закат даже тогда, когда он стал очевиден для всех поэтов-символистов — и «старших», и «младших». Свою идейно-эстетическую концепцию творчества и литера­туры Гиппиус наиболее полно изложила в работе 1908 г. «Литературный дневник», свой жизненный путь и миро­воззрение — в мемуарах «Живые лица» (1925).

     Зинаида Гиппиус крайне враждебно встретила события Октябрьской революции и позднее в эмиграции (с 1920 г. до самой своей смерти в Париже 9 сентября 1945 г.) резко и непримиримо выступала против всего происходящего в СССР. Ее творческое наследие в СССР не издавалось и оценивалось как «крайне реакционное, упадническое, ан­тинародное» . Отсутствие объективного анализа творчества Зинаиды Гиппиус создавало безусловно искаженную карти­ну русской литературы конца XIX —начала XX века. В последние годы положение изменилось, и в работах ис­следователей литературы и культуры первых десятилетий XX века наследие 3. Гиппиус занимает достойное место.


Теги: биография, Гиппиус

Обсуждение статьи / Ваша оценка: