Биографии писателей » Биографии » Николай Чернышевский

Николай ЧернышевскийЧЕРНЫШЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ

(1828—1889) — публицист, литературный критик, прозаик, экономист, философ, революционный демократ.

Родился в семье священника. До 12 лет воспитывался и учился дома под руководством отца. В 1842—1845 годах Чернышевский учился в Саратовской семинарии, где ему прочили блестящую духовную карьеру. Однако духовное по­прище не влекло будущего пуб­лициста, и, не закончив семи­нарию, он поступил в 1846 году на отделение общей словеснос­ти философского факультета Петербургского университета, где он занимался славянской филологией.

За годы учебы в универси­тете (1846-1850) были вырабо­таны основы мировоззрения. Сложившееся к 1850 году убеж­дение о необходимости революции в России сочеталось с трезвостью исторического мышления: «Вот мой образ мысли о России: неодолимое ожидание близкой револю­ции и жажда ее, хоть я и знаю, что долго, может быть весьма долго, из этого ничего не выйдет хорошего, что, может быть, надолго только увеличатся угнетение и т.д. — что нужды?., мирное, тихое развитие невозможно».

Чернышевский попробовал свои силы в прозе (рассказ о Лили и Гете, повесть о Жозефине, «Теория и практика», «Отрезанный ломоть»). Выйдя из университета кандида­том, после кратковременной работы репетитором во Вто­ром кадетском корпусе в Петербурге, служил старшим учителем словесности в Саратовской гимназии (1851 — 1853), где говорил в классе «такие вещи, которые пахнут каторгой».

Вернувшись в мае 1853 года в Петербург, Чернышев­ский преподавал во Втором кадетском корпусе, одновре­менно готовясь к экзаменам на степень магистра и работая над диссертацией «Эстетические отношения искусства к действительности». Диспут по представленной еще осенью 1853 года профессору Никитенко диссертации состоялся 10 мая 1855 года и явился манифестацией материалистических идей в эстетике, вызвав раздражение университетского начальства. Диссертация была официально утверждена в январе 1859 года.

Параллельно шла журнальная работа, начатая летом 1853 года рецензиями в журнале «Отечественные записки». Но с весны 1855 года Чернышевский, вышедший в отстав­ку, занимался журнальной работой для «Современника» Н.А.Некрасова. Сотрудничество в этом журнале (1859 — 1861) пришлось на период общественного подъема, связан­ного с подготовкой крестьянской реформы. Под руковод­ством Чернышевского и Некрасова, а позже и Добролюбова определилось революционно-демократичес­кое направление журнала.

С 1854 года Чернышевский вел в «Современнике» отдел критики и библиографии. В конце 1857 года он передал его Добролюбову и сосредоточился преимущест­венно на политической, экономической, философской темах. Убедившись в грабительском характере предстоящей реформы, Чернышевский бойкотирует предреформенный ажиотаж; по обнародовании манифеста 19 февраля 1861 года «Современник» прямо не отозвался на него. В «Пись­мах без адреса», написанных после реформы и адресован­ных фактически Александру II (опубликовано за границей в 1874 году), Чернышевский обвинил самодержавно-бюро­кратический режим в ограблении крестьян. Рассчитывая на крестьянскую революцию, круг «Современника» во главе с Чернышевским прибегал к нелегальным формам борьбы. Чернышевский написал революционную прокламацию «Барским крестьянам от доброжелателей поклон».

В обстановке растущей пореформенной реакции вни­мание III отделения все более привлекает деятельность Чернышевского. С осени 1861 года за ним была установ­лена полицейская слежка. Но Чернышевский был умелым конспиратором, в его бумагах не находили ничего подозри­тельного. В июне 1862 года было запрещено на восемь месяцев издание «Современника».

7 июля 1862 года Чернышевский был арестован. По­водом для ареста послужило перехваченное на границе письмо Герцена и Огарева, в котором предлагалось изда­вать «Современник» в Лондоне или Женеве. В тот же день Чернышевский стал узником Алексеевского равелина Пет­ропавловской крепости, где пробыл до вынесения приго­вора — гражданской казни, состоявшейся 19 мая 1864 года на Мытнинской площади. Он был лишен всех прав состо­яния и присужден к 14 годам каторжной работы в рудниках, с последующим поселением в Сибири. Александр II сократил срок каторги до 7 лет. Судебный процесс по делу Чернышевского тянулся очень долго из-за отсутствия пря­мых улик.

В крепости Чернышевский обратился к художествен­ному творчеству. Здесь, с 14 декабря 1862 года по 4 апреля 1863 года, был написан роман «Что делать? Из рассказов о новых людях». За ним последовали оставшиеся незакончен­ными повесть «Алферьев» (1863) и роман «Повести в по­вести» (1863), «Мелкие рассказы» (1864). Увидел свет лишь роман «Что делать?»

В мае 1864 года Чернышевского под конвоем отправи­ли в Сибирь, где он находился сначала на руднике, а с сентября 1865 года — в тюрьме Александровского завода. Каторга, срок которой истек в 1871 году, оказалась преддверием к худшему испытанию — поселению в Яку­тии, в городе Вилюйске, где тюрьма была лучшим зданием, и климат оказался губительным.

Здесь Чернышевский был единственным ссыльным и мог общаться только с жандармами и местным якутским населением; переписка была затруднена, а часто специаль­но задерживалась. Только в 1883 году, при Александре III, Чернышевскому было разрешено переселиться в Астра­хань. Резкая перемена климата очень повредила его здоро­вью.

Годы крепости, каторги и ссылки (1862—1883) не при­вели к забвению имени и сочинений Чернышевского — его слава мыслителя и революционера росла. По приезде в Астрахань Чернышевский надеялся вернуться к активной литературной деятельности, но публикации его работ, хотя и под псевдонимом, были затруднительны.

В июне 1889 года Чернышевский получил разрешение вернуться на родину, в Саратов. Он строил большие планы, несмотря на резко ухудшающееся здоровье. Умер от кро­воизлияния в мозг и похоронен в Саратове.

В разностороннем наследии Чернышевского важное место занимают работы по эстетике, литературная критика, художественное творчество. Во всех этих областях он вы­ступил новатором, возбуждающим по сей день споры. К Чернышевскому применимы его собственные слова о Го­голе как писателе из числа тех, «любовь к которым требует одинакового с ними настроения души, потому что их деятельность есть служение определенному направлению нравственных стремлений».

В романе «Что делать? Из рассказов о новых людях» Чернышевский продолжил открытую Тургеневым в «Отцах и детях» тему нового общественного деятеля, в основном из разночинцев, сменившего тип «лишнего человека».

Романтический пафос произведения — в устремлен­ности к социалистическому идеалу, будущему, когда тип «нового человека» станет «общею натурою всех людей». Прообразом будущего выступают и личные отношения «новых людей», разрешающих конфликты на основе гуман­ной теории «расчета выгод», и их трудовая деятельность. Эти подробно освещенные сферы жизни «новых людей» соотнесены с потаенным, «эзоповым» сюжетом, главным героем которого выступает профессиональный революци­онер Рахметов.

Тема любви, труда, революции органично связаны в романе, герои которого исповедуют «разумный эгоизм», стимулирующий нравственное развитие личности.

Реалистический принцип типизации последовательнее выдержан в Рахметове, суровое мужество которого продик­товано условиями революционной борьбы начала 60-х годов. Призыв к светлому и прекрасному будущему, исто­рический оптимизм Чернышевского, мажорный финал со­четаются в романе с осознанием трагической судьбы его «новых людей»: «...еще немного лет, быть может и не лет, а месяцев, и станут их проклинать, и они будут согнаны со сцены, отпиханные, странимые».

Публикация романа вызвала целую бурю в критике. На фоне многочисленных обвинений Чернышевского в без­нравственности и прочем, выделяется серьезностью разбо­ра статья Р.Р.Страхова «Счастливые люди». Признав жиз­ненную основу и «напряжение вдохновения» автора, «органический» критик оспорил рационализм и оптимизм «новых людей» и отсутствие между ними глубоких кон­фликтов.

М.Е.Салтыков-Щедрин, выразив сочувствие общей идее романа, отметил, что в ее воплощении автор не мог избежать некоторой произвольной регламентации подроб­ностей».

А Н.Г.Чернышевский считал: «...Только те направле­ния литературы достигают достигают блестящего развития, которые возникают под влиянием идей сильных и живых, которые удовлетворяют настоятельным потребностям эпохи. У каждого века есть свое историческое дело, свои особенные стремления. Жизнь и славу нашего времени составляют два стремления, тесно связанные между собой и служащие дополнением одно другому: гуманность и забота об улучшении человеческой жизни».


Теги: биография, Чернышевский

Обсуждение статьи / Ваша оценка: