Биографии писателей » Биографии » Евгений Баратынский

Биография Евгения БаратынскогоЕвгений Баратынский (1800—1844)

     Евгений Абрамович Баратынский родился 19 февраля 1800 г. в селе Вяжле Кирсановского уезда Тамбовской губернии в поместье своего отца, генерал-адъютанта Абрама Андреевича Баратынского. «Древний польский род герба Корчак, ведущий себя от Зоарда, главы одной из орд, навод­нивших Восточную Европу в 5 веке. Фамилию Боратынского впервые принял Дмитрий — канцлер земель русских — по имени замка «Божья оборона», построенного его отцом... и стал писаться «de Boratyn». В 5-ом колене по Божидаре Ян Боратынский... ознаменовал себя в царствование Сигизмунда I военными подвигами. Правнук Яна, Иван Петрович захудал, превратившись в Вельского шляхтича, выехал в Россию, принял православие, был верстан в смоленской гу­бернии поместиям...»

     Первоначальное образование Баратынский получил дома; первым дядькой его был итальянец Боргез. Ему посвящено предсмертное послание Баратынского, написанное за две недели до кончины поэта в Неаполе: «К дядьке-итальянцу». В 1811 г. Баратынский был отправлен для получения образо­вания в Петербург, где учился в немецком пансионе, а затем в пажеском корпусе. В корпусе Баратынский подружился с пажами, нарушавшими не только правила корпусной дис­циплины, но и основные требования чести. В феврале 1816 г. Баратынский вместе с другим пажем был по высочайшему повелению исключен из корпуса с воспрещением когда-либо поступать на военную службу. После исключения в течение двух лет Баратынский жил у своей матери в Тамбовской губернии, периодически заезжая к дяде Б. А. Баратынскому в Смоленскую губернию. В 1818 г. Баратынский едет в Петер­бург, где после больших хлопот ему удается в 1819 г. посту­пить рядовым в лейб-гвардии егерский полк. В Петербурге Баратынский подружился с А. Дельвигом, который первый оценил его незаурядный поэтический дар и даже опублико­вал одно из стихотворений Баратынского без его ведома. Тогда же молодой Баратынский близко сошелся с Пушкиным, Плет­невым, Гнедичем, отчасти с Жуковским. Познакомился он и с многими из будущих декабристов, в частности с Кюхель­бекером, но ни он (Баратынский), ни Дельвиг не были по­священы в тайны существовавшего уже тогда политического общества.

     В начале литературной деятельности Баратынского его стихи появлялись во многих петербургских журналах и аль­манахах: «Благонамеренный», «Сын Отечества», «Соревно­ватель Просвещения и Благотворения» и др. Их оригиналь­ность, глубина мысли и изящный слог очень скоро принес­ли молодому автору известность. В 1820 г. Баратынский был произведен в унтер-офицеры и переведен в Нейшлотский пе­хотный полк, стоявший в Финляндии. Пребывание в Финлян­дии оказало значительное воздействие на творчество поэта, определив интерес к североевропейской культуре, что отра­зилось на выборе тем и сюжетов произведений Баратынско­го (поэма «Эда», стихотворение «Финляндия»).

     Весной 1825 г. Баратынский наконец был произведен в офицеры; вскоре после этого он вышел в отставку и пере­ехал в Москву, где 9 июня 1826 г. женился на старшей доче­ри генерал-майора Энгельгардта — Настасье Львовне. «По­следняя была не только нежной и любящей женой, но и женщиной с тонким литературным вкусом: поэт часто удив­лялся верности ее критического взгляда. Он находил в ней ободряющее сочувствие своим вдохновениям и спешил про­читывать ей все, что только выходило из-под его пера».

     После женитьбы Баратынский поступил в межевую кан­целярию, но вскоре вышел в отставку. В тридцатых годах поэт некоторое время жил в Казани, куда в то же время приезжал Пушкин, собиравший материалы для истории пугачевского бунта. В Казани Баратынский получил печаль­ное известие о кончине Дельвига.

     Во время московской жизни Баратынский близко сошелся с князем Вяземским, Денисом Давыдовым, вместе с которыми бывал у Дмитриева, а также с другими московскими лите­раторами и поэтами: И. Киреевским, Языковым, Хомяко­вым, Павловым. С Пушкиным и Жуковским Баратынский постоянно переписывался.

     С осени 1839 г. Баратынский со всем своим семейством — женой и девятью детьми жил в деревне, в тамбовском имении у своей матери и в Подмосковье в сельце Муранове. Поэт любил деревенскую жизнь и с удовольствием занимался хо­зяйством, одновременно не оставляя своих творческих иска­ний. В 1842 г. Баратынский издал сборник стихов «Сумер­ки». Сюда вошли произведения, написанные в 1835—1842 гг. Ранее, в 1826 г., появились отдельным изданием поэмы «Эда» и «Пиры», в 1827 г. — первое собрание стихотворений, в 1828 г. — поэма «Бал», в 1831 г. — поэма «Наложница» (первоначальное название «Цыганка»), наконец, в 1835 г. появилось второе собрание стихотворений в двух частях.

     Осенью 1843 г. Баратынский осуществил давнее желание: с женой и старшими детьми он отправился за границу. Он посетил Берлин, Франкфурт и Дрезден, а зиму 1843 — 1844 гг. провел в Париже. Здесь русский поэт вращался в салонах и познакомился с литераторами Нодье, обоими Тьери, Сент-Бевом, Проспером Мериме. По просьбе некото­рых из своих новых французских друзей он перевел прозой на французский язык около 15 своих стихов.

    Весной 1844 г. Баратынские отправились из Парижа в Неаполь. Во время переезда по морю поэтом было написано стихотворение «Пироскаф», напечатанное в 1844 г. в «Со­временнике». Доктор не советовал поэту ехать в Неаполь, опасаясь вредного влияния знойного неаполитанского кли­мата. Эти опасения, к сожалению, оправдались. Баратынский был склонен к сильным головным болям. 29 июня (И июля) 1844 г. в Неаполе Баратынский скоропостижно скончался. Через год тело его было перевезено в Петербург и 30 авгу­ста 1845 г. погребено в Александро-Невской лавре, рядом с могилами Гнедича и Крылова.

     Творчество Евгения Абрамовича Баратынского принад­лежит к числу наиболее своеобразных и специфических явлений русского романтического движения. Баратынский — романтик, поэт нового времени, впитавший его горести и скорби, обнаживший внутренне противоречивый, слож­ный душевный мир современного ему человека. При всей своей внешней сдержанности художник вкладывал в искус­ство большую личную страсть, «судороги сердца». Мысль Баратынского, полная тревоги и беспокойства, тесно связана с глубоким внутренним чувством. Пушкин, проницательно уловивший главную особенность его поэзии, писал: «Он у нас оригинален — ибо мыслит». Но тут же дополнял: «...между тем как чувствует сильно и глубоко». Это подме­ченное Пушкиным удивительное, выросшее на русской почве сплетение рационализма с высокой одухотворенностью и эмоциональностью, присущими романтическому движению, породило и совершенно новое качество лиризма поэта («Мысль — вот предмет его вдохновения». В. Г. Белинский).

     Искания поэта привели его к созданию знаменитой книги «Сумерки», опубликованной в 1842 г. и явившейся одним из высочайших взлетов русской лирической поэзии XIX века. Именно в «Сумерках» — гениальном цикле философской лирики, объединенном единой темой и единым авторским настроением, наиболее полно раскрылись мощь и глубина поэзии Баратынского.

     Нигде своеобразнейший лиризм мысли, страстность фи­лософских раздумий, атмосфера интеллектуализма, высокой духовности не достигают такого напряжения, такой порази­тельной силы, как в этой книге. Лирика «Сумерек» с ее суро­вым трагическим строем явилась чутким отражением време­ни: за стихами «Сумерек» стоял опыт истории, слышалось холодное дыхание «железного века», образ которого не слу­чайно становится главным в книге. «Железный век», — это не только «век-торгаш» с его властью денег и прозаичностью отношений, но одновременно и обобщенное выражение давя­щей атмосферы николаевского царствования.

     После смерти Баратынского наступили долгие десяти­летия почти полного забвения его произведений. И лишь в конце прошлого и начале нынешнего века вновь возродился интерес к творчеству поэта, в том числе и со стороны деятелей символистского направления, объявивших его своим предтечей.

     Творчество Баратынского, большого и чуткого художни­ка, одного из создателей философской лирики, оказывало и продолжает оказывать заметное влияние на развитие отече­ственной поэзии. Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Блок, Брюсов — каждый из них так или иначе учитывал литературный опыт Баратынского.


Теги: биография, Баратынский

Обсуждение статьи / Ваша оценка: