Биографии писателей » Биографии » СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ АНТУАН-МАРИ-РОЖЕ ДЕ

СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ АНТУАН-МАРИ-РОЖЕ ДЕСЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ АНТУАН-МАРИ-РОЖЕ ДЕ

(1900—1944) — французский писатель.

Родился в аристократической семье. С детства увле­кался литературой, искусством и техникой. В 1919—1921 годах учился на архитектурном отделении Школы изящных искусств. Отсюда добровольцем ушел на военную службу в 1921 году, в армии стал летчиком. В 1926 году Сент-Эк-зюпери поступил в авиакомпанию, стал летчиком на поч­товых линиях. В том же году опубликовал свой первый рассказ «Летчик».  В  1927—1929 годах был начальником аэродрома в Кап-Джуби (Северная Африка). Впечатления этой поры легли в основу романа «Южный почтовый» (1929). В романе и пустыня, застывшая в своей внутренней динамичности, и молчаливое братство пилотов, и нена­висть к одиночеству, и воспоминания детства, и хрупкий шорох эфира, несущий сквозь моря и горы человеческую надежду. В этой книге, таящей в себе автобиографические черты, сталкиваются два мира.  Юноша — летчик Жак Бернис — пытается увлечь Женевьеву в свою страну — страну действия, опасности, тревог. Он терпит неудачу. Женевьева так и остается навсегда в мире обывательского прозябания. Конфликт дерзания и серости — вот что такое «Южный почтовый». И прозрение будущих идей братст­ва — братства по ремеслу и по человечеству. И томление избытком собственной силы, которую не знаешь, как при­менить. Все книги Сент-Экзюпери, начиная с «Южного почтового», говорят об одном: не отказываться от усилий понять людей  и  природу,  протягивать руку человеку, миру — бытию.

В 1929—1931 годах Сент-Экзюпери работал пилотом в Южной Америке, в Северной и Западной Африке; затем был летчиком-испытателем (1933—1934), совершил ряд дальних перелетов, терпел аварии, несколько раз был ранен.

Одновременно уделял много внимания журналистике. В 1931 году за роман «Ночной пилот» он получил премию «Фемина». «Нужно заставить людей жить в постоянном напряжении, жизнью, которая приносит и страдания, и радости; это и есть настоящая жизнь», — утверждает автор в финале романа.

«Планета людей»  вышла в начале 1939 года и тогда же получила Большую премию романа Французской акаде­мии.

Различны места действия, различны люди и ситуации, о которых повествуется в книге, но проникнута она от начала до конца едиными чувствами, едиными стремле­ниями. Каждый огонек на равнине говорит о чуде челове­ческого сознания; сама усталость летчика, вернувшегося из мучительно трудного полета, — прекрасна.

Это славословие в честь человека, в честь дружбы, света, добра волнует именно своей непосредственностью и прямотой. В 1935 году, побывав в СССР в качестве коррес­пондента парижских газет, Сент-Экзюпери написал цикл статей, полных дружелюбного внимания к стране. В 1937 году в репортажах с фронтов республиканской Испании клеймил фашизм.

В годы второй мировой войны Сент-Экзюпери с ору­жием в руках сражался как военный летчик и как писатель. После оккупации Франции немецкими фашистами (1940) был некоторое время в эмиграции в США, где написал повести «Военный летчик» (1942) и «Письма заложнику» (1943), исполненные веры в конечное освобождение.

«Военный летчик» — книга о поражении и победе. Книга небывалого трагизма, она поистине оптимистична. Полет над гигантской битвой в часы отчаяния и паники открывает перед Сент-Экзюпери не только ужас и неле­пость происходящего. Он предвидит победу, ее неизбеж­ность. Эта уверенность приходит к нему как единственно возможный итог всей жизни. Книга, насыщенная сомне­ниями и раздумьями, дает точный и прямой ответ на главный вопрос: быть или не быть человеку Человеком. Фашизм обречен. «Мы ощущаем теплоту человеческих связей. Вот почему мы уже победители... Нужно восстано­вить Человека... Он — источник моей победы...»

Об уважении к людям говорят все книги Сент-Экзю­пери. Об уважении к людям, об ответственности перед человечеством написана им и мудрая притча — «Маленький принц» (1943).

Аллегория сказки проста и в то же время многослойна. Она мила и детям, воспринимающим прежде всего сюжет­ную канву и задушевность интонации, и взрослым. Слушая звонкий голосок Маленького принца, понимаешь, что под грохот больших городов, под скрежет секретных замков, запирающих сейфы, под крики биржевых маклеров отмер­ла во взрослых людях естественная щедрость сердца, пря­мота взглядов, хозяйская заботливость о чистоте своей планеты. Нельзя жить, как живут эти чудаки — взрослые.

Даже в самые горькие минуты нельзя терять веру в торжество добра; нельзя, чтобы будничные дела заслонили от тебя судьбы мира, заставили забыть о маленьких и больших заботах твоих соседей по вселенной. Пусть вол­нует тебя все, что происходит в мире... Нравственный урок, который преподает «Маленький принц», весьма поучите­лен.

Взрослые — странный народ. Пустяки им кажутся важными, а главного они не видят. Вместо того чтобы украшать свой дом, возделывать свой сад, свою планету, они ведут войны, тиранят других людей, тешатся жалкой мишурой и оскорбляют своей суетой и алчностью красоту закатов и восходов, полей и песков. Добрый сказочник уверен, что люди должны жить по-иному. Он знает, что им нужна чистая вода глубоких колодцев, нужны бубенцы звезд в ночном небе. А они упрямо не желают этого понять, понять, что вода и звезды им просто необходимы. Поэтому сказка так грустна и печальна.

Взрослые должны понять, как необходимо отвечать за жизнь на земле. Но если бы сказочник не верил в победу здравого смысла даже у взрослых людей, он вряд ли бы стал рассказывать им правдивую историю о Маленьком принце с астероида под номером В-612...

Весной 1944 года Сент-Экзюпери работает над книгой, которую начал еще перед войной. Ее название — «Цита­дель». Это книга смутная и загадочная, сборник иносказа­ний, примеров и этических норм. Сотни варьирующих друг друга афоризмов настойчиво твердят о величии человека, творца жизни в бесплодной пустыне. Огромный труд Сент-Экзюпери так и остался незавершенным. «Цитадель» — это даже не книга, а заготовки будущей книги.

31 июля 1944 года в восемь тридцать утра пилот Сент-Экзюпери поднимается в воздух с корсиканского аэродро­ма и берет курс на Южную Францию. Запас горючего — на шесть часов. В четырнадцать тридцать он не вернулся. Чудес не бывает: горючее кончилось, ждать самолета на­прасно. Антуан де Сент-Экзюпери не дожил трех недель до освобождения Франции. Он пропал без вести, его самолет упал в море. Сент-Экзюпери погиб в бою. До последней минуты он был участником битвы за человека.

Все творчество писателя — гимн хрупким, но прочным связям, узам братства, объединяющим людей, настойчи­вое, нередко мучительное стремление обнаружить эти связи и сказать о них так, чтобы человек отбросил все лишнее и досадное, мешающее им проявиться.

Книги Сент-Экзюпери, мыслителя и пилота, написа­ны с неповторимой интонацией раздумья, улыбки, горечи, мудрости и мечты, с безмерной любовью к жизни, с упор­ным стремлением понять свое время, с чувством великой ответственности перед людьми.

Однажды владелец одного крупного книжного магази­на в Париже заинтересовался итогами читательского спро­са. Выяснилось, что список наиболее читаемых авторов возглавляет Сент-Экзюпери. Люди всегда хотят, чтобы им говорили об их силе и красоте — не льстя им, бросая им в лицо правду об ошибках, слабостях, робости, но веря в них. Веря, что от природы они здоровы и добры. Люди хотят еще и еще слышать о том, что человек всегда «находит путь, ведущий его к огню».


Теги: биография, Сент-Экзюпери

Обсуждение статьи / Ваша оценка: