Биографии писателей » Биографии » ПАУСТОВСКИЙ КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ

ПАУСТОВСКИЙ КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧПАУСТОВСКИЙ КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ

(1892-1968) - прозаик.

Учился в Киевском университете на естественно-ис­торическом факультете (1911 — 1913), затем на юридическом факультете Московского университета (не окончил).

Первый рассказ был опуб­ликован в 1912 году. В 20-х годах печатался в газетах. Пер­вый роман «Романтики» был написан в 1916—1923 годах, опубликован — в 1935 году.

Не касаясь биографий своих героев, Паустовский об­ращается к жизни чувств. Его герои думают о творчестве, о «ярких словах», которых не надо бояться. Избегая буднич­ных слов и впечатлений, они замечают необычное и трога­тельное в окружающем пейзаже, в человеческом лице, и это определяет стиль романа. Как и в романе «Блистающие облака» (1929), здесь отчетливо проявились особенности прозы Паустовского: подчеркнутый интерес к добрым чув­ствам человека, к мужеству, доверию, высокому благород­ству и взаимопониманию.

В ранних рассказах и повестях («Лихорадка», 1925; «Этикетки для колониальных товаров», 1928; «Черное море», 1936) мечты о дальних странах, путешествиях, встре­чи и разлуки занимают большое место, подчиняя себе другие жизненные обстоятельства.

С годами проза Паустовского существенно меняется, но писатель не изменяет романтической настроенности своих произведений. «Романтическая настроенность, — писал он, — не позволяет человеку быть лживым, невеже­ственным, трусливым и жестоким. В романтике заключена облагораживающая сила. Нет никаких разумных основа­ний отказываться от нее». Уверенность в~том, что «истин­ное счастье — это прежде всего удел знающих, а не невежд», определила характер повестей «Кара-Бугаз» (1932), «Кол­хида» (1934) и многочисленных рассказов.

Паустовский обращается и к русской истории, по-прежнему изображая только наиболее высокие человечес­кие свойства. Его повесть «Судьба Шарля Лонсевиля» (1933) рассказывает об офицере наполеоновской армии, захваченном в плен в 1812 году и отправленном в Петро­заводск. Лонсевиль с ужасом и отвращением наблюдает тягостную жизнь людей, не ведающих свободы, и лишь смерть позволяет ему избегнуть пожизненного заключения. В центре «Северной повести» (1938) — эпизод времен декабрьского восстания; нить сюжета протянута через сто­летие, когда встречаются потомки участников трагической истории, и их судьбы оказываются вновь переплетенными. Автор стремится взволновать читателя рассказом о подви­ге, о преданности, о верной любви. Он умеет заразить читателя ощущением родства с прошлым своего отечества, внушить чувство благоговения перед мужеством и самопо­жертвованием.

Паустовский все чаще пишет о творчестве, о груде человека искусства — художника, музыканта, писателя: это книги «Орест Кипренский» (1937), «Исаак Левитан» (1937), «Тарас Шевченко» (1939), «Повесть о лесах» (1949), «Золо­тая роза» (1956) — повесть о литературе, о «прекрасной сущности писательского труда», о ценности точно найден­ного слова. Автор рассказывает, как были написаны многие из его рассказов и повестей, показывает «тот писательский житейский материал, из которого рождается проза».

В послевоенные годы Паустовский работает над боль­шой автобиографической эпопеей «Повесть о жизни» (1 ч. — «Далекие годы» (1945), 2 — «Беспокойная юность» (1955), 3 — «Начало неведомого века» (1957), 4 — «Время больших ожиданий» (1959), 5 — «Бросок на юг» (I960), 6 — «Книга скитаний» (1963). В этом произведении отразилась жизнь России первых десятилетий XX века. Разнообразие фактов, обдуманный выбор памятных подробностей пе­строй жизни столицы и провинции революционных лет, бесчисленное количество известных и неизвестных лиц — все это делает автобиографические книги Паустовского литературным документом времени.


Теги: биография, Паустовский

Обсуждение статьи / Ваша оценка: