Биографии писателей » Биографии » МОЛЬЕР

МОЛЬЕРМОЛЬЕР (настоящее имя Жан Батист Поклеп, 1622— 1673 гг.) — французский драматург, актер, театральный деятель.

Мольер родился в семье королевскою обойщика и ме­бельщика Ж.Поклепа, который сумел поместить сына в Клер-монский колледж. Юный По­клей получил широкое образо­вание, проявив особую склонность к античной литера­туре и философии. После окон­чания колледжа (1639) юноша решил посвятить себя театру. В 1643 году, приняв псевдоним Мольер, он организовал «Блис­тательный театр». Но этот театр успеха не имел, и с 1646 по 1658 год Мольер и его товарищи работали в провинции.

В 1658 году его труппа по желанию короля была оставлена в Париже. Именно в парижский период жизни Мольер создал свои замечательные комедии (числом более тридцати), в которых осмеивал всевозможные пороки: хан­жество, лицемерие, подозрительность, тупость, легкомыс­лие, чванство, дворянскую спесь и жадность буржуа. Все это и многое другое стало предметом критики в беспощадной, иногда доброй, иногда горькой, но всегда глубокой по мысли, человечной по сути и виртуозной по форме коме­дии Мольера. «Дон Жуан» (1665), «Мизантроп» (1666), «Скупой» (1668), «Тартюф» (1664), «Мещанин во дворян­стве» (1670), «Плутни Скапена» (1671), «Мнимый больной» (1673) и другие его пьесы до сих пор не сходят со сцены, и их остроумие и блеск не тускнеют от времени. Мольер был не только драматургом, но и гениальным актером. «Он был актером с головы до ног. Одним шагом, улыбкой, взг ядом, кивком головы он сообщал больше, чем величайший гово­рун в свете мог бы рассказать за целый час, — писал о нем один из современников.

17 февраля 1673 года во время представления комедии «Мнимый больной», в которой Мольер выступал в главной роли, драматургу стало плохо. Начавшиеся судороги он сумел выдать за игру, так что спектакль не был сорван. Через несколько часов после окончания представления Мольер скончался.

Мольер был сыном эпохи классицизма, но жанр коме­дии предоставляя ему больше свободы. В ряде фарсовых и бытовых комедий Мольера оживает народная карнавальная стихия. Обличая в своих произведениях пороки, драматург стремился совершенствовать человеческую природу и ис­правлять нравы, что соответствовало философии класси­цизма.

С другой стороны, в своих «высоких комедиях» («Ми­зантроп», «Дон Жуан») автор смешивал «высокий» и «низ­кий» жанры. Он обращался к языку улицы, что было несвойственно классицистам. Новшества Мольера были не просто отходом от классицизма: они открывали дорогу реализму.

При всей живости, эмоциональности творчества Мо­льера важнейшей чертой его гения была интеллектуаль­ность. Исследуя широкие пласты жизни, автор отбирал только те черты, которые были необходимы для изображе­ния определенных типов, не добиваясь разностороннего изображения характеров. По словам А.С.Пушкина, «у Мо­льера Скупой скуп — и только». В комедиях характер человека получал свое развитие не в сложном многообра­зии, а в выражении преобладающей черты, поэтому сати­рические краски в его пьесах предельно сгущены. Народпость комедий Мольера — в их бодром, оптимистическом тоне, пронизывающем все образы, в том числе и сатири­ческие. По определению Л.Н.Толстого, «Мольер едва ли не самый всенародный и потому прекрасный художник ново­го искусства».


Теги: биография, Мольер

Обсуждение статьи / Ваша оценка: