Биографии писателей » Биографии » ЛЕСКОВ НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ

ЛЕСКОВ НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧЛЕСКОВ НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ (1831-1895) -прозаик, публицист.

Родился в семье мелкого чиновника, выходца из духов­ного сословия. С 1841 по 1846 год учился в Орловской гимна­зии, но курса не окончил. В 1847 году поступил на службу в Орловскую палату уголовного суда, а в 1849 перевелся в Ки­евскую палату. Лесков много читал, посещал лекции в уни­верситете, овладел украинским и польским языком.

В 1857 году оставил госу­дарственную службу и перешел на частную. По делам торгового дома «изъездил Россию в самых разнообразных направлениях». Впечатления, полу­ченные во время этих поездок, дали ему бесценный мате­риал для творчества. В 1860 году Лесков напечатал свои первые статьи экономического и социально-бытового ха­рактера. Он писал о ходе реформ в самых различных областях русской жизни, государственном бюджете, глас­ности, взаимоотношениях сословий, положении женщин, о путях дальнейшего развития России.

В 1862 году было напечатано первое художественное произведение — рассказ «Погасшее дело» («Засуха»). Вслед за этим появляются «Разбойник», «В тарантасе» (1862), «Житие одной бабы» (1863), «Язвительный» (1863). Значи­тельная часть ранних произведений Лескова написана в жанре художественного очерка, который в 60-е годы поль­зовался большой популярностью.

В основе мировоззрения писателя лежало демократи­ческое просветительство — идеология, чрезвычайно харак­терная для России того времени. Лесков остро чувствовал экономическую, социальную и культурную отсталость Рос­сии по сравнению с западноевропейскими странами. В начале 60-х годов он был полон уверенности, что с отменой крепостного права Россия быстро пойдет по пути прогрес­са. Очень скоро он разочаровался: слишком мало измене­ний к лучшему произошло в жизни страны. Тема крепост­нических пережитков становится одной из главных в его творчестве.

Он ведет борьбу за освобождение личности, уделяя особое внимание судьбе простолюдинов («Житие одной бабы»), показывает ломку сословных перегородок, круше­ние нравственных устоев в условиях пореформенного хаоса («Воительница», 1866), неразрывную связь капитала с пре­ступлением («Леди Макбет Мценского уезда», 1865). Пос­леднее произведение, трагическая история бунта женской души против мертвящей обстановки купеческой среды, — одна из художественных вершин творчества Лескова 60-х годов.

Творчество писателя отличается большим жанровым разнообразием. Он пробует силы в художественном очерке, рассказе, повести, романе, пишет единственную в своей творческой практике пьесу «Расточитель», 1867, и, нако­нец, обращается к жанру хроники, который привлек его близостью к реальному течению жизни. С хрониками «Ста­рые годы в селе Плодомасове» (1869), «Соборяне» (1872) и «Захудалый двор» (1874) в творчество Лескова входит на­ционально-историческая проблематика.

В 1871 году писатель печатает сатирическую повесть-обозрение «Смех и горе». По своей критической направ­ленности в отношении русской действительности «Смех и горе» — самое острое из всех написанных до этого времени произведений Лескова. В нем впервые заявлены многие темы и идеи, ставшие позже чрезвычайно характерными для творчества писателя.

Атмосфера очарованности жизнью, пронизывающая произведения Лескова, во многом определила и характер центрального героя в его творчестве. Яркому, красочному, полусказочному миру под стать и герой — человек цельной натуры, богато одаренный, щедрой души, настоящий бога­тырь. Такой герой предстает в повести «Очарованный странник» (1873). Талантливый русский человек, беглый крепостной Иван Северьянович Флягин, прошедший через страшные испытания, много раз находившийся на краю гибели, воплощает в себе физическую и нравственную стойкость русского народа, постепенный, но неуклонный рост его духовных сил, развитие самосознания. В этой повести нашел отражение интерес к русскому националь­ному характеру.

Богатая одаренность русского человека, глубина и цельность его натуры были для Лескова залогом лучшего будущего страны. Редкая особенность писательского даро­вания Лескова заключалась в том, что положительные герои удавались ему лучше отрицательных. Писатель ищет и находит «праведников» в самых различных слоях русско­го общества: среди дворян и простолюдинов, крестьян и духовенства. Все они смело вступают в борьбу со злом и руководствуются в своих поступках только голосом совес­ти, демонстрируя свою нравственную независимость от окружающей их среды. Таковы герои рассказов «Пигмей» (1876), «Однодум» (1879), «Кадетский монастырь» (1880), «Несмертельный Голован» (1880), «Человек на часах» (1887). Эти произведения, а также «Русский демократ в Польше» (1880), «Левша» (1881), «Очарованный странник» и «Шерамур» (1879) составили цикл рассказов о «правед­никах».

Циклизация рассказов — характерная черта творчества Лескова. Еще одним циклом были так называемые «рас­сказы кстати»: «Голос природы» (1883), «Совместители» (1884), «Александрит» (1885), «Старинные психопаты» (1885), «Интересные мужчины» (1885), «Умершее сосло­вие» (1888), «Дама и фефела» (1894) и др. Отправляясь от какого-либо случая, обратившего на себя его внимание, Лесков рассказывал в параллель к нему историю, в которой ярко обрисовывал быт, нравы и характеры определенной среды. Как правило, эти рассказы строились на сопостав­лении прошлого с настоящим.

Цикл составили и святочные рассказы — довольно редкий в русской литературе жанр, в котором Лесков много и успешно работал. Это «Христос в гостях у мужика» (1881), «Штопальщик» (1882), «Путешествиес нигилистом» (1882), «Маленькая ошибка» (1883), «Старый гений» (1884), «Пу­гало» (1885) и др.

Оружием писателя Лескова были юмор и ирония. Осмеяние — главное средство борьбы писателя с универ­сальной неустроенностью русской жизни. Юмор Лескова, то добродушный и снисходительный, то трогательный и грустный, то жестокий и язвительный, ненавязчиво, но уверенно направлял мысль читателя в нужное русло. Он был своеобразной формой преодоления несовершенств жизни и помогал читателю осознать не только нелепость всех неурядиц русской действительности, но возможность и необходимость борьбы против них.

Лескову принадлежит перевод для детей романа В.Гюго «Труженики моря»; он выступал в печати как литературный и художественный критик. Перу Лескова принадлежат многочисленные статьи, в которых он знако­мит русского читателя с обычаями и особенностями веры других народов, населяющих Россию.

Лескова на протяжении всего творческого пути отли­чали непрерывные жанровые поиски. Особенности его писательского дарования, жизненного опыта и мировоз­зрения наиболее ярко проявились в малых жанрах, разно­образие которых в его творчестве поразительно. По суще­ству Лесков был первым русским писателем, которому удалось создать широчайшую картину русской жизни не с помощью романа, а совокупностью рассказов и повестей.


Теги: биография, Лесков

Обсуждение статьи / Ваша оценка: