Биографии писателей » Биографии » Белинский Виссарион Григорьевич

Белинский Виссарион Григорьевич
Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848) - критик.

Отец Белинского — флот­ский врач — в 1816 году вышел в отставку и поселился в г.Чембар Пензенской губернии. Дет­ство будущего критика прошло в этом глухом уголке русской провинции, учился он сначала в  местном  уездном  училище (1822-1824), затем в  Пензен­ской гимназии (1825—1828), в 1829—1832 годах был студентом Московского университета.

В 1830 году Белинский на­писал романтическую драму «Дмитрий Калинин» о трагической судьбе крепостного интеллигента и представил ее по наивности в Московский цензурный комитет, состоявший из профессоров универ­ситета во главе с ректором. Профессора пришли в ужас от такой пьесы, запретили ее, запомнили крамольного автора и постарались при первой же возможности в сентябре 1832 года исключить его из университета «по слабому здоровью и притом по ограниченности способности».

С 1833 года Белинский стал сотрудником, а с 1834 года — помощником своего бывшего профессора Н.И.Надеждина, редактора журнала «Телескоп». В еженедельном приложении к журналу «Молве» будущий критик дебюти­ровал в 1834 году своей первой значительной статьей (фактически — цикл из 10 статей) «Литературные мечта­ния».

В этой ранней статье уже ярко проявились характерные черты Белинского-критика: максимализм, суровая повы­шенная требовательность к анализируемым произведениям в свете идеала. Основной признак, по которому определя­ется ценность произведений, — народность литературы. Для народности мало «простонародности», изображения сцен из жизни «низших слоев», необходима «целая идея народа».

С точки зрения народности Белинский предпринимает исторический анализ русской литературы и выделяет четы­ре периода: ломоносовский, карамзинский, пушкинский, новый. Интересно, что современный, послепушкинский (а Пушкин еще был жив!) период не получает имени главы.

Критический метод юного Белинского еще романти­ческий и идеалистический: литературные явления рассмат­риваются не столько в их реальных взаимосвязях и в их реальной ценности для своего времени, сколько с позиции теоретического нормативного идеала. Но уже в первой статье проявлялись признаки историзма: критик исследо­вал творчество Жуковского и Батюшкова не только как предшественников Пушкина по времени, но и как поэтов, подготовивших его появление (эта идея потом будет по­дробно развита в цикле статей о Пушкине). Так элементы историзма впоследствии привели Белинского к реалистическому методу.

Следующим этапом в развитии критика оказалась об­зорная статья «О русской повести и повестях Гоголя («Арабески» и «Миргород»)» (1835). «Литературные мечта­ния» создавались при главенстве идеи народности, вторая статья — под лозунгом действительности. В «Литературных мечтаниях» сама верность действительности как бы выте­кала из принципа народности: «...наша народность состоит в верности изображения картин русской жизни». Во второй статье, наоборот, истинность приводит к народности: «..если изображение жизни верно, то и народно».

Благодаря этому принципу («пафос действительнос­ти») Белинский впервые разделил литературу на две про­тивоположные группы: идеальную поэзию, пересоздаю­щую «жизнь по собственному идеалу», и реальную, которая «воспроизводит ее во всей наготе и истине». Фактически здесь заложено главное типологическое отличие романти­ческого и реалистического методов.

В «Литературных мечтаниях» новый, современный пе­риод русской литературы оставлен без главы: Гоголь был замечен критиком, назван «необыкновенным талантом», но остался в ряду других подающих надежды молодых писателей. В статье «О русской повести...» Белинский делает Гоголя ведущим писателем нового периода.

Для большинства критиков очень важно иметь вер­шинный образец, эталон художественности, с которым уже соизмерялось бы все остальное. В 30-е годы образцом Белинского был Гоголь, в начале 40-х годов Гоголя потес­нил Лермонтов, в середине 40-х годов на первое место вышел Пушкин, а в последние годы Белинский вернулся к Гоголю, но в творчески преобразованном виде: критик выбрал в наследии Гоголя самые ценные свойства и сделал их знаменем гоголевской школы в литературе, получившей наименование «натуральной».

Новый период русской литературы, считает критик, ознаменован господством поэзии реальной, а Гоголь из всех современных писателей больше всего отличается вер­ностью жизни действительной. Белинский выводит в своей статье четыре главных критерия (признака) художествен­ности: простота вымысла, совершенная истина жизни, народность, оригинальность, усматривая в них дух совре­менности и полностью находя их соответствие в творчестве Гоголя. Однако Белинский отмечает еще и пятую особен­ность, уже индивидуальную, присущую Гоголю: «...коми­ческое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувст­вом грусти и уныния». Удивительно емкое, многоаспектное определение.

Пушкин внимательно присматривался к молодому критику. Названные выше четыре критерия художествен­ности,  выдвинутые  Белинским, удивительно совпали с критериями Пушкина, содержащимися в рукописном «Пу­тешествии из Москвы в Петербург» (1834): простота, точ­ность, народность, оригинальность. Достоверно известно, что Пушкин внимательно читал статьи Белинского, поло­жительно о них отзывался и после запрещения «Телескопа» (1836) начал переговоры о приглашении критика в Петер­бург в сотрудники журнала «Современник». Напряженная личная жизнь в конце 1836 года, дуэль и смерть в начале 1837 года помешали ему осуществить этот замысел.

Белинскому с друзьями удалось получить в свои руки журнал «Московский наблюдатель» (1838—1839). Период деятельности критика в этом журнале обычно называют примирительным; он как бы примирялся с николаевской Россией, вплоть до самых ее негативных сторон: поскольку они существуют, значит, они имеют какой-то историчес­кий смысл, какую-то закономерность; история развивается по железным, жестким, «фатальным» законам, и бунтую­щая против несправедливостей личность должна подчи­ниться реальности, иначе она будет раздавлена.

Сложные философские и научные статьи, преобладав­шие в «Московском наблюдателе», не могли способство­вать успеху журнала, подписка падала, выход томов задер­живался; в  июне 1839 года  журнал прекратил свое существование.

Петербургский издатель А.А.Краевский приобрел права на издание журнала «Отечественные записки» с 1839 года и пригласил Белинского переехать в столицу и возгла­вить в новом журнале критический отдел. Осенью 1839 года Белинский перебрался в Петербург и стал ведущим крити­ком «Отечественных записок».

В первых статьях в новом журнале: «Бородинская годовщина, В.Жуковского...» (1839), «Менцель, критик Гете» (1840), «Горе от ума... А.С.Грибоедова» (1840) — еще продолжает господствовать идея «примирительного» пе­риода.

С интервалом в несколько месяцев в 1840 году вышли в свет сначала роман Лермонтова «Герой нашего времени», а затем его «Стихотворения». С таким же интервалом Белинский в середине 1840 года и в начале 1841 года опубликовал две статьи-рецензии, в которых последова­тельно проанализировал произведения поэта.

Теоретические рассуждения в статьях подготавливают высокую оценку творчества Лермонтова. Субъективность его не противопоставляется жизни и исторической обу­словленности, наоборот, Белинский всячески подчеркива­ет, что Лермонтов — поэт современный, отражающий свою эпоху, размышляющей о ней. И его высокая субъектив­ность, гуманность перерастают у Белинского в народность. «По этому признаку (субъективности) мы узнаем в нем поэта русского, народного в высшем и благороднейшем значении этого слова, — поэта, в котором выразился исто­рический момент русского общества».

Начиная со статьи «Русская литература в 1840 году» (1841) Белинский ежегодно помещает в «Отечественных записках» годовые обзоры, где сочетает исторический обзор русской литературы с теоретическими положениями.

По выходе в свет первого тома «Мертвых душ» Гоголя (1842) Белинский опубликовал четыре небольшие статьи. Три из них — антикритика, полемические отклики на отзывы в печати о гоголевской поэме. После смерти Пуш­кина и Лермонтова Белинский считал Гоголя самым вели­ким русским писателем: «Вы у нас теперь один — и мое нравственное существование, моя любовь к творчеству тесно связаны с Вашей судьбою».

Самое крупное произведение Белинского 40-х годов и вообще самый большой его труд — цикл из 11 статей — «Сочинения Александра Пушкина» (1843—1846). Он стал фундаментальной критической работой о движении рус­ской литературы от Ломоносова до Пуш­кина. Основной объект анализа 4-й — 11-й статей цикла — творчество Пуш­кина, которое рассматривается как закономерная вер­шина векового развития русской литературы, русской поэ­зии.

Центральными главами (статьями) пушкинского цикла являются 8-я и 9-я, посвященные роману «Евгений Онегин». Роман Пуш­кина, подчеркивает критик, «имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение», это — «энциклопедия русской жизни». Всячес­ки акцентируя «верность действительности» в романе и типичность центральных героев для своей эпохи, Белин­ский тем самым утверждал реализм «Евгения Онегина», хотя он еще не употреблял этого термина (критик говорил: «реальный», «жизнь действительная», «верность действи­тельности» и т.п.).

Евгений Онегин, главный герой романа, выделяется критиком из его «массового» окружения как «недюжинный человек», но по обстоятельствам Онегин оказывается «эго­истом поневоле», т.е. скованным своим временем и местом; оказавшимся несвободным, поддавшимся воздействию общественных условностей, бесплодно прозябавшим из-за отсутствия в его обществе тех целей, которые требовали бы приложения «недюжинных сил».

Зато юная Татьяна, как бы в противовес Онегину, получает у Белинского высокую оценку как «колоссальное исключение» в пошлом мире, как «существо исключитель­ное», как свежая, неиспорченная натура, со всей силой незаурядного характера рвущая путы традиций и предрас­судков, хотя критик не мог не отмстить «книжного» вос­питания Татьяны, ее романтической оторванности от ре­ального мира.

Татьяна получает эпитет — «тип русской женщины».

В 11-й статье критик подытожил значение творчества Пуш­кина: «К особенным свойствам его поэзии принадле­жит ее способность развивать в людях чувство изящного и чувство гуманности, разумея под этим словом бесконечное уважение к достоинству человека как человека».

В феврале 1846 года Белинский порывает с «Отечест­венными записками» и с 1847 года становится идейным руководителем журнала «Современник». Здесь опублико­ваны две крупные, программные статьи «Взгляд на русскую литературу 1847 года», продолжившие традиционные годо­вые обзоры. В этих статьях критик становится глашатаем нового литературного течения — «натуральной школы». Здесь же он достиг вершин реалистического, историческо­го метода.

Белинский ушел из жизни, как и Пуш­кин, в возрасте 37 лет, в полном расцвете творческих сил (он умер от туберкулеза). И как Пуш­кин, он был в критике универсаль­ным гением. Утверждение реалистического метода, обнов­ление всех критических жанров, глубокий анализ целой галереи произведений и образов, сочетание художествен­ного чувства с социально-политической идейностью, эсте­тического анализа с этическим, теории с историей литературы  — таковы заслуги Белинского в  истории русской критики.


Теги: биография, Белинский

Обсуждение статьи / Ваша оценка: