Биографии писателей » Биографии » Марина ЦВЕТАЕВА

    Марина ЦВЕТАЕВА

Марина ЦВЕТАЕВА (1892—1941)

Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сен­тября 1892 г. Ее отец — Иван Владимирович Цветаев, про­фессор Московского университета, филолог и искусствовед, директор Румянцевского музея и основатель Музея изящ­ных искусств (ГМИИ имени Пушкина). Мать, Мария Алек­сандровна Мейн, происходила из обрусевшей польско-не­мецкой семьи, была одаренной пианисткой; умерла в 1906 г. После смерти жены воспитанием двух дочерей — Марины и Анастасии, а также их сводного брата Андрея занимался отец. Он дал детям прекрасное образование, включая зна­ние европейских языков, отечественной и мировой литера­туры, истории и истории искусства. Стихи Марина Цве­таева начала сочинять еще в шестилетнем возрасте, при­чем не только по-русски, но также на французском и не­мецком языках. В шестнадцать лет Марина Цветаева по­ехала в Париж, чтобы прослушать курс лекций о старофран­цузской литературе в Сорбонне. А когда ей исполнилось восемнадцать лет, опубликовала свой первый сборник «Ве­черниц альбом» (1910).

     Первыми откликнулись на сборник нового поэта Вале­рий Брюсов и Максимилиан Волошин. Впоследствии Цве­таева часто гостила у Волошина в Коктебеле (в 1911, 1913, 1915 и 1917 гг.), и в ее воспоминаниях и стихах эта кокте­бельская пора ее жизни предстает едва ли не самым счаст­ливым временем. Узнав о смерти своего друга, Цветаева в 1932 г. пишет проникновенные стихи (мемуарный цикл) и воспоминания «Живое о живом».

     В последующие годы один за другим выходят два новых сборника Цветаевой — «Волшебный фонарь» (1912), «Из двух книг» (1913). Большую помощь в издании книг Цвета­евой оказывает ее муж, Сергей Яковлевич Эфрон. Свадьба их состоялась 27 января 1912 г.; вскоре у молодых супру­гов родилась дочь Ариадна.

     Юность Цветаевой — время ее творческого становления и формирования поэтической индивидуальности — пришлась на период необычайной пестроты литературных школ и те­чений. Среди ее современников и старших сверстников было немало талантливейших русских поэтов, влияние которых на литературу и культуру начала XX века было поистине неизмеримо. Но Марина Цветаева ни к какой школе не при­мкнула, никакое течение не увлекло ее с того единственного, видимого лишь ей самой и самой избранного пути.

     Уже в ранних «полудетских» стихах («девичьих призна­ниях») явственно проявляется поэтический дар Цветаевой, ее умение искусно пользоваться широкой эмоциональной гаммой родной стихотворной речи. Поражала и ее уверен­ность в своих творческих силах, в будущем успехе.

     Вот стихи 1913 г., написанные в Коктебеле:

 

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я — поэт...

…………………………………….

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!)

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

 

     Год от года «крепнет упругость стихотворной строки, рас­ширяется диапазон речевых, вскрывающих правду чувства интонаций, ясно ощущается стремление к сжатой, краткой и выразительной манере, где все ясно, точно, стремительно в ритме, но вместе с тем глубоко лирично».

     В 1915 — 1917 гг. Цветаева публикует свои стихи в жур­налах и альманахах, а затем, в 1921 г., лучшие из них издает отдельной книгой под заглавием «Версты». Именно в этот период были созданы Цветаевой циклы:'«Стихи о Москве», «Бессонница», «Стенька Разин», многие из них были посвя­щены поэтам-современникам (Ахматовой, Блоку, Мандель­штаму, Волошину).

     1920 — 1930-е гг. стали периодом наивысшего творческого подъема русского поэта Марины Цветаевой, но одновремен­но обусловили трагизм судьбы Цветаевой — женщины, жены, матери и ее смерть от одиночества и отчаяния — самоубий­ство, случившееся всего лишь через два года после возвра­щения на родину (31 августа 1941 г.).

     После революции Марина Ивановна оказалась в мире, который она отчуждала от себя, не принимая советской дей­ствительности и не идя в этом отношении ни на какие компромиссы со своей совестью. В 1922 г. Цветаева вместе с дочерью Ариадной покинула Россию, получив разрешение выехать за границу к мужу, бывшему белому офицеру, сту­денту Пражского университета. Сначала Германия, Фран­ция, Чехословакия... везде она чувствовала себя чужой.

     Цветаева писала много, публиковали ее редко. Последняя ее прижизненная книга «После России», куда вошли стихи 1922 — 1925-х гг., была издана в Париже в 1928 г. «В эмигра­ции меня сначала (сгоряча!) печатают, потом, опомнившись, изымают из обращения, почуяв не свое — тамошнее!» Дей­ствительно, белоэмигрантская среда не приняла Цветаеву. Причина такого отношения к ней состояла все в том же ее неумении, нежелании в угоду кому-нибудь или чему-нибудь, даже ради самой себя, пойти на компромисс. Парадокс в том, что, оказавшись в эмиграции, Цветаева вдруг осознает, что ее читатель, «соавтор», «сотворец», остался «там». И вот она с горечью признается: «Пишу не для здесь (здесь не поймут — из-за голоса), а именно для там — языком рав­ных». А через двенадцать лет она пишет еще более горестное признание: «Надо мной здесь люто издеваются, играя на моей гордыне, моей нужде и моем бесправии (защиты нет)... Нищеты, в которой я живу, вы себе представить не можете, у меня же никаких средств к жизни, кроме писания. Муж болен и работать не может. Дочь вязкой шапочек зарабаты­вает 5 франков в день, на них вчетвером (у меня сын 8-ми лет, Георгий) живем, то есть просто медленно подыхаем с голоду. ...Не знаю, сколько мне еще осталось жить, не знаю, буду ли когда-нибудь еще в России, но знаю, что до послед­ней строки буду писать сильно, что слабых стихов не дам».

 

Ноши не будет у этих плеч,

Кроме божественной ноши — Мира!

Нежную руку кладу на меч:

На лебединую шею Лиры.

(« Доблесть и девственность/ Сен союз...»)

 

     В 1920-х гг. она много работает в этом жанре поэмы («На Красном Коне», 1921; «Поэма Горы», 1924; «Поэма Конца», 1924; «Крысолов», 1925; «Поэма лестницы», 1926; « Сибирь », « Автобус » ).

     Увлеченность театром, драматургией и античной культу­рой обусловила создание драматических произведений в сти­хах на сюжеты греческой мифологии: «Ариадна» (1924) и «Федра» (1927). Разумеется, используя античные сюжеты, Цветаева говорила языком современной ей поэзии и решала в стихотворно-драматургической форме волновавшие ее про­блемы, цветаевский аспект вечной темы: Любви и Смерти, Любви и Ненависти, какого не знал ни Еврипид, ни Расин.

     Другие драматические произведения, написанные Цветае­вой, посвящены любвеобильному венецианцу Казанове и его таинственной возлюбленной Генриетте.

     Значительную часть литературного наследия Цветаевой составляют своеобразные эссе, очерки, мемуары. Стилисти­ческие особенности, метафоричность и четкий ритм ее языка в прозе столь же индивидуальны, сколь самобытен язык Цве­таевой-поэта:

 

Кто создан из камня, кто создан из глины, —

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело — измена, мне имя — Марина,

Я бренная пена морская.

 

...Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной — воскресаю!

Да здравствует пена — веселая пена —

Высокая пена морская!


Теги: биография, Цветаева

Обсуждение статьи / Ваша оценка: