Биографии писателей » Биографии » Велимир Хлебников

Велимир Хлебников

Велимир Хлебников (1885—1922)

     Велимир (Виктор) Владимирович Хлебников родился в Астраханской губернии, в семье ученого-натуралиста. Хлеб­ников Поступил сперва в Казанский университет, затем с 1908 г. продолжил обучение в Петербургском университете, но курса так и не окончил.

     Хлебников — один из ведущих участников движения футуристов в России. Подписал все их манифесты, именно он придумал и русское название футуристов — «будетляне». Футуристы объявляли Хлебникова «гением — великим поэтом современности». В печати Велимир Хлебников дебютировал в 1908 г. Два года спустя он выступил на страни­цах первого сборника футуристов «Садок судей» (1910).

     Неординарная личность Хлебникова привлекала к себе всеобщее внимание. Являя собой странную фигуру в литера­турном мире, он вел поистине богемную, неустроенную, полу-бродячую жизнь. Друзья называли его «честнейшим рыца­рем поэзии». По словам Маяковского, его «бессеребреничество принимало характер настоящего подвижничества, му­ченичества за поэтическую идею». Сам он называл себя дер­вишем, йогом, марсианином. Хлебников самозабвенно творил, не обращая внимания на невзгоды, лишения и неустроен­ность личной жизни. Всегда погруженный в фантастические умозаключения (попытки найти числовые закономерности истории, создать «звездный», или «мировой» язык — иеро­глифический язык понятий, «азбуку ума»), он редко завер­шал литературные работы и мало заботился об их сохран­ности, таская бумаги в своих полуголодных странствиях в мешках и наволочках. В печать его стихи готовили и сдавали обычно друзья. Однако в его образе жизни и твор­честве проявляется и поза «непризнанного гения», прорица­теля-мистика, составляющая существенную сторону эстети­ки авангардизма.

     В своих ранних произведениях Хлебников утверждал пантеистическое единство и равноправие всего живого и сущего на земле (поэма «Зверинец» 1909). Одна из устойчи­вых идей в его творчестве — утопическое стремление к пре­образованию мира на основе гармонических взаимоотноше­ний между людьми, зверями и природой, якобы существо­вавших в первобытную эпоху. В стихах Хлебникова широко представлен языческий мир славян и Древней Руси.

     В апреле 1916 г., во время первой мировой войны, он был призван в армию, служил рядовым в запасном пехотном полку. Антивоенной теме посвящена поэма «Война в мышеловке», составленная из стихов, написанных во время войны. Хлебников много странствовал, особенно влекли его Кавказ, Каспийские степи. После Октября, в 1921 г., он провел несколь­ко месяцев в Северном Иране, куда попал из Баку с частя­ми Красной Армии.

Среди футуристов Хлебников стал одним из наиболее смелых экспериментаторов в области словотворчества и по­этической формы. Маяковский называл его «Колумбом но­вых поэтических материков». В глазах многих он и сейчас остается «поэтом для поэтов». Наделенный острым чувством природы, свежестью восприятия, особым чутьем к слову, Хлеб­ников исходил в своем творчестве из собственных теорий и писал очень своеобразно, применяя чаще всего свободный интонационный стих с неожиданными ритмическими и смысловыми сдвигами. Вникая в корни слов, в начальные звуки корней, он стремился к постижению древнейшего смыс­ла звука и слова, чтобы проникнуть таким образом в память человечества. Изучая гнезда родственных слов, он обосновы­вал возможность и необходимость возникновения слов но­вых и сам создавал их. Изобретенные им слова («смехачи», «смеево» от корня сме, например) встречаются в его стихах рядом с архаизмами, новаторство сочетается с горячей при­вязанностью к древнерусским сюжетам, к старинному син­таксису. Неровность и «раздерганность» его стихов как бы контрастируют с блестящими по выразительности строка­ми, с прекрасными образами и определениями.

     В ряде его произведений есть серьезное социальное со­держание, что в корне противоречило манифестам футурис­тов (поэма «Журавль»). В годы войны и революции стихи Хлебникова заметно приблизились к живой социальной жиз­ни (поэмы «Ночь перед Советами», «Прачка»).

Хлебников приветствовал революцию, видел в ней нача­ло осуществления его утопических социальных идей (поэ­ма «Ладомир»). Революционные события воспринимались им как народное возмездие за века гнета и как путь человечества к проявлению свободной воли («Настоящее», «Ночь перед Советами»).

     Поэты, особенно те, кто был близок футуристам, многому учились у Хлебникова. Его умение насытить звуковые эле­менты стиха смысловыми ассоциациями, его смелая образ­ность отозвались в поэзии Маяковского, Асеева, Пастернака, Цветаевой.


Теги: биография, Хлебников

Обсуждение статьи / Ваша оценка: