Биографии писателей » Биографии » Михаил ХЕРАСКОВ

Михаил ХЕРАСКОВ

Михаил ХЕРАСКОВ (1733—1807)

     Михаил Матвеевич Херасков происходил из дворянско­го аристократического рода (отец — румынский боярин, мать — из знатного княжеского рода), воспитывался в семье отчима, князя Н. Ю. Трубецкого, человека культурного, друга Антиоха Кантемира. Получил отличное образование в Шля­хетском кадетском корпусе. Еще в юности испытал влияние Сумарокова, чьи трагедии ставились в театре кадетского корпуса. После окончания корпуса Херасков недолгое время служил в гвардии, потом вышел в отставку и в дальнейшем находился на гражданской службе, большая часть которой оказалась связанной с Московским университетом. Сразу же после открытия университета в 1755 г. он в должности асес­сора заведовал типографией, издательством университета, библиотекой, возглавлял университетский театр, руководил университетскими журналами «Полезное увеселение» (1760 — 1762) и «Свободные часы» (1763). В 1763 г. Херасков был назначен директором университета и в течение семи лет занимал эту должность. Затем он переезжает в Петербург и поступает в Берг-коллегию (управление казенных горных заводов). В Петербурге с группой единомышленников он издает журнал «Вечера» (1772). В 1778 г. Херасков стано­вится одним из кураторов (попечителей) Московского уни­верситета. Еще ранее он вступает в масонскую ложу, связы­вая свою дальнейшую судьбу и творчество с русским масон­ством. В 1779 г. Херасков помогает Н. И. Новикову получить в аренду на 10 лет университетскую типографию и газету «Московские ведомости».

     С середины 1750-х гг. Херасков печатает свои произведе­ния в журналах. Отдельно были изданы: трагедия «Венециан­ская монахиня» (1758), комедия «Безбожник» (1761), сборник «Новые оды» (1762), «Нравоучительные басни» (1764) и политико-нравоучительный роман «Нума Помпилий» (1768). Впоследствии Херасков отдает предпочтение эпическим жанрам — поэме и роману.

     Михаилу Хераскову выпала честь стать создателем рус­ской героической поэмы. Первым его опытом в этом жанре стала поэма «Чесмесский бой» (1771). Поэт прославлял доб­лестных адмиралов, офицеров и матросов — героев боя под Чесмой. В Петербурге Херасков трудился над новой русской эпической поэмой — «Россиада» (издана в 1779 г.). Соглас­но правилам, в поэме изображалось важное событие из оте­чественной истории: взятие Иваном Грозным Казани. Это событие поэт рассматривает как победоносное завершение борьбы России с татарами. В соответствии с законами жан­ра, в поэме 12 песен, написана она александрийским стихом и начинается традиционным зачином: «Пою... от варваров Россию свобожденну». Наряду с реальными людьми в по­эме действуют высшие силы: Бог, ангелы, святые, языческие божества, чародеи и т. д., которые вмешиваются в дела люд­ские, определяют судьбы героев. Следуя образцам, поэт ши­роко заимствовал и многие описания (очарованный лес, сцены ада) из «Освобожденного Иерусалима» (итальянского по­эта Торкватто Тассо), «Энеиды» (римского поэта Вергилия), «Генриады» (французского просветителя Вольтера).

     «Россиада» была восторженно встречена литературными собратьями Хераскова, объявлена ими образцом для подра­жания. Но у читателей поэма успехом не пользовалась. Оси­лить огромную по размеру, громоздкую по построению, на­полненную малопонятными чудесами и условностями эпо­пею было очень трудно. Причина непопулярности «Россиа-ды» у читателей в том, что она появилась слишком поздно — классицизм уже прошел зенит своего развития.

     В те же годы Херасков продолжал писать пьесы  —   «Не­навистник» (1770), «Друг несчастных» (1774), «Гонимые» (1774). За десять лет он написал три поэмы — «Владимир Возрожденный» (1785), «Вселенная» (1790), «Пилигримы» (1795) и два романа — «Кадм и Гармония» (1789), «Поли-дор, сын Кадма и Гармонии» (1794). С 1791 г. Херасков ус­танавливает дружеские и деловые связи с Карамзиным и в его «Московском журнале» печатает свои произведения. В 1803 г. он издает волшебную повесть «Бахарияна», свиде­тельствующую о сближении позиций Хераскова с эстетичес­кой позицией Карамзина.

     Херасков прожил долгую и плодотворную жизнь, он мно­го потрудился на «ниве просвещения». Подводя итог своей творческой деятельности, Херасков готовит к изданию про­изведения, написанные им на протяжении жизни. В 1796 — 1803 гг. выходит 12-томное собрание его сочинений под тор­жественным названием «Творения».

     Херасков выступил позже Сумарокова. Развертывающая­ся в обществе социальная борьба заставляет его задуматься о непрочности существующего порядка. Его творчество постепенно утрачивает боевой дух «классицизма». В отличие от Сумарокова он уделяет больше внимания не политическим, а моральным проблемам. Херасков обращается к внутреннему миру человека, к жизни сердца. Свою тревогу, свои раздумья, свой горький взгляд на печальную судьбу человека он стре­мится выразить в лирике.

 

Представь, о смертный! что ты есть.

Пылинка ты одушевленна,

Мечта, при легком сне явленна,

Смешенье скорбей и сует,

Былинка, посеченный цвет.

 

     В стихах Хераскова, в образе его лирического героя на­шли отражение многие черты личности поэта. Уже в начале творческого пути в некоторых жанрах (лирика и драма) он отступает от правил классицизма. Не случайно и его сбли­жение с масонами и Карамзиным. Хераскова с годами все более и более привлекает развивавшийся на Западе сенти­ментализм. Именно Херасков утвердил на русской сцене но­вую, сентиментальную, «слезную» драму. Поэмы последних лет также выражают убеждения поэта-масона, тяготеющего к сентиментализму.


Теги: биография, Херасков

Обсуждение статьи / Ваша оценка: